Дтп при повороте налево кто виноват

Случай на перекрестке. История запутанного ДТП

Дтп при повороте налево кто виноват

Непростая дорожная история произошла в Ракове (Воложинский район), где столкнулись Kia Sorento и Dodge Caravan. После сильного удара второй автомобиль оказался на крыше, но, к счастью, никто не пострадал. Сначала водителя минивэна признали потерпевшим, а страховая даже успела выплатить компенсацию в 54 миллиона рублей.

Однако второй участник аварии вскоре опротестовал решение.

Так кто виновен в ДТП — водитель Dodge, поворачивавший налево, или автомобилист на Kia, обгонявший его с превышением скорости (как установлено ГАИ со слов обоих водителей)? Придется ли первому возвращать сумму выплаты страховщикам? Ответить на эти вопросы не так уж просто, как кажется на первый взгляд.

Октябрь 2015 года. Раков. Перекресток двух маленьких улочек — Бестужева и Молодежной. Раннее утро. Происходит столкновение Kia Sorento и Dodge Caravan. О силе удара можно судить по тому, что минивэн опрокидывается и оказывается на крыше. В обеих машинах находились дети. Чудом никто не пострадал.

— Я двигался по ул. Центральной. Чтобы попасть на ул. Бестужева, надо было повернуть направо, — рассказывает свою версию произошедшего водитель Dodge Алексей Серко. — Перед выездом на главную глянул налево — примерно за 150—200 метров увидел Kia. Решил, что не помешаю ему.

Повернул направо, а потом мне сразу же надо было повернуть налево — на ул. Молодежную. Включил поворотник, впереди автомобилей не было, и я стал совершать маневр. Уже при завершении поворота произошел удар, в стойку и заднюю дверь.

Заднее колесо оторвало от земли, мою машину протащило 11,5 метра до бордюра, и затем она опрокинулась на крышу.

Впоследствии будет установлено: столкновение произошло на встречной для обоих водителей полосе. Чрезвычайно важный факт. Как там оказался Kia? Вернемся к этому вопросу чуть позже. А пока отметим, что в протоколе опроса, подписанном водителем кроссовера, сказано: совершал обгон.

— Поначалу все казалось ясным и прозрачным, — продолжает Алексей Серко. — Протокол был составлен в отношении водителя Kia. Вину он признал. Я ходатайствовал о привлечении его к ответственности по статье 18.17 КоАП, поскольку произошло не просто столкновение с минимальными повреждениями, а довольно серьезное ДТП с опрокидыванием.

Водитель Dodge получил справку для страховой компании и занялся оформлением необходимых бумаг. Во время оценки специалисты сделали вывод, что автомобиль погибший, то есть его восстановление нецелесообразно. Было выплачено 54 миллиона рублей. А на следующий день потерпевшего вызвали на разбор в ГАИ. Оказалось, водитель Kia спустя некоторое время после аварии подал жалобу.

Отметим три момента, которые нам кажутся значимыми. Во-первых, водитель кроссовера уверял, что «принял левее на встречную полосу движения во избежание столкновения» (до этого, напомним, он признавал, что совершал обгон).

Во-вторых, в его машине находился регистратор, но, вот незадача, в этот момент устройство не работало (во всяком случае так уверяет мужчина, управлявший Kia). В-третьих, он предоставил фото Dodge, сделанное уже после ДТП, на котором виден загоревшийся правый поворотник.

Это, наверное, надо воспринимать как намек, мол, указатель поворота включен не был.

Однако ГАИ Воложинского района посчитала это способом уйти от ответственности и оставила предыдущее решение в силе: виновен водитель Kia, назначить ему штраф в 15 б. в. (тогда — 2,7 миллиона рублей).

— Мне казалось, что на этом поставлена точка и история завершена, — вздыхает водитель Dodge. — Я спокойно занимался своими делами. Приобрел автомобиль (поменьше, конечно, чем Dodge) — у меня трое детей и машина необходима. Думать забыл об этом происшествии, как в январе 2016-го мне звонят из отдела дознания ГАИ Минской области — приходите.

Оказалось, что второй участник ДТП подал жалобу в суд Воложинского района. В частности, он утверждал, что не совершал обгон, а выехал на встречную полосу вынужденно — дабы избежать столкновения с Dodge. Считает, мол, выводы ГАИ сделаны без полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств дела.

Суд принял во внимание доводы водителя Kia, отменил решение ГАИ и направил дело на новое рассмотрение. При этом обратил внимание на отсутствие данных о скорости и траектории автомобилей, а также о том, в какой момент был включен левый указатель поворота у Dodge, мог ли водитель минивэна видеть в зеркало заднего вида кроссовер и отказаться от выполнения левого поворота.

Теперь к рассмотрению этого происшествия подключились сотрудники отдела дознания ГАИ Минской области. Они вправе забрать материалы любого административного дела в регионе и провести собственное расследование. В данном случае оказывали помощь сотрудникам ГАИ Воложинского района.

Были вызваны оба участника происшествия, проведены опросы. Фактически все началось заново, хотя, напомним, страховка водителю Dodge уже была выплачена.

— Моя позиция в целом осталась прежней, — говорит Алексей Серко. — В момент правого поворота видел Kia, который находился примерно на расстоянии в 150—200 метров от меня и еще не проехал знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой». Затем я выехал на ул.

Бестужева, кузов автомобиля выровнялся, и я включил указатель левого поворота. Перед маневром посмотрел в зеркало заднего вида — машин, находившихся за мной на встречной полосе, не было.

Подчеркну, что от начала правого поворота до столкновения прошло не менее 7 секунд.

Второй участник аварии во время опроса акцентировал внимание на других обстоятельствах. В частности, он утверждал: «Dodge начал выполнять маневр поворота направо и выехал на мою [то есть Kia. — Прим. Onliner.by] полосу движения, при этом я [водитель кроссовера. — Прим. Onliner.by] уже подъехал к перекрестку и мой автомобиль находился за 30 метров до его автомобиля».

Как указал на этой стадии разбирательства водитель Kia, в момент начала поворота Dodge налево его машина уже находилась на встречной полосе. Также он уверял, будто у минивэна не был включен указатель левого поворота.

По словам водителя Dodge, второй участник ДТП ехал со скоростью около 100 км/ч. Заметим, что Алексей оценивал скорость Kia субъективно.

Фактических доказательств нет — ни следов торможения кроссовера, ни записи видеорегистратора. При этом вопрос скорости остается ключевым. Сам водитель Kia неоднократно утверждал, что ехал 80 км/ч.

Он апеллировал к тому, что знак «Начало населенного пункта» на той дороге не установлен.

Что же решили сотрудники ГАИ Минской области? Во-первых, обгон со стороны водителя Kia все-таки был. Во-вторых, на перекрестке Бестужева — Молодежная данный маневр запрещен. В-третьих, мужчина на кроссовере превысил скоростной режим.

— Фактически мы имеем дело с двумя примыканиями, между которыми всего 50 метров, — прокомментировали инспекторы. — По ходу движения автомобиля Kia перед первым примыканием установлен знак приоритета 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой».

Но считается обозначенным не только пересечение Центральная — Бестужева, но и Бестужева — Молодежная. Почему? Обратимся к Правилам дорожного движения, а точнее, ко второму параграфу Приложения 2, где сказано, что знак 2.3.

1 может устанавливаться за 150—300 метров до перекрестка. То есть в нашем случае его действие распространяется и на второе пересечение дорог. Значит, обгон запрещен на обоих примыканиях. По поводу превышения скорости.

Наша позиция заключается в следующем: водитель Kia живет в данном населенном пункте, не покидал его и должен был двигаться со скоростью 60 км/ч.

Если вы считаете, что теперь все стало очевидно, то ошибаетесь! Потому что, по мнению сотрудников отдела дознания, сформулированному в тот момент, виновен в аварии был водитель Dodge. Почему?

— На наш взгляд, совершение обгона водителем Kia не состоит в причинно-следственной связи с ДТП, — объясняют в ГАИ.

— А второй участник происшествия обязан был руководствоваться пунктом 95 ПДД («Водитель обгоняемого транспортного средства обязан с учетом дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями»).

Объективно он не мог знать, что второй перекресток Бестужева — Молодежная является обозначенным и на нем запрещен обгон. Его аргументы, мол, он местный житель и знает все знаки наизусть, несостоятельны. Ведь их могли оперативно изменить, а с его места 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» не виден.

В конце января ГАИ Воложинского района принимает решение: признать виновным в ДТП водителя Dodge, но поскольку с момента аварии прошло более двух месяцев, то административный процесс исключить (наложить взыскание по истечении двух месяцев нельзя). А второго участника происшествия — привлечь к ответственности только за нарушение правил обгона.

— Однако такой вариант развития событий не устроил уже меня, — замечает Алексей Серко. — Ведь мне придется возвращать выплаченную страховой компанией компенсацию. Но главное, я не согласен со своей виновностью в ДТП.

Считаю, именно водитель Kia нарушил ПДД, превысил скорость и совершил обгон в запрещенном месте, что и привело к случившемуся. Поэтому я обжаловал данное решение в ГАИ Минской области.

Также узнал, что второй участник аварии не согласился с решением привлечь его за обгон (путем наложения штрафа) и подал заявление в суд.

Это еще один момент, серьезно усложнивший дело. Получилось, что участники происшествия обжаловали решение в двух инстанциях — ГАИ и суде. То есть дело разделилось. Вот такой юридический казус.

В итоге суд отменил решение о штрафе водителю Kia, а ГАИ Минской области — постановление о прекращении административного дела по статье 18.17. На 9 марта 2016 года получилось, что нет ни одного постановления, вступившего в силу. Дело опять открыто!

Все завертелось заново. Инспекторы отдела дознания получили материалы и стали вновь разбираться в обстоятельствах. Был проведен повторный осмотр места происшествия (фактически такая же процедура, как и следственный эксперимент). На основании полученных данных была назначена экспертиза.

— Но дальше произошло нечто странное, — считает водитель Dodge. — В мае были наконец получены выводы экспертов. Однако ГАИ отказалась делать выводы, ссылаясь на истечение сроков административного процесса. Сейчас выходит, что ДТП есть, а виновника — нет. У меня вопрос: почему своевременно не продлили сроки?

Мы переадресовали этот вопрос в отдел дознания ГАИ Минской области.

— Решение экспертов было готово 6 мая, — рассказали там, — но по почте мы получили результаты только 13 мая. К этому дню прошло два месяца с момента отмены постановления о прекращении административного дела. То есть истек тот самый срок, в течение которого могло быть принято решение с учетом анализа и оценки собранных доказательств.

Его нельзя увеличить, а поторопить экспертов, загруженных уголовными делами, мы не можем. В ПиКоАп четко сказано, что обстоятельством, исключающим административный процесс, считается истечение сроков наложения административного взыскания. В данный момент у нас связаны руки и мы не вправе делать выводы о виновности участников ДТП.

Теперь это область гражданского права, и водителям придется решать спор в суде.

А что же выводы экспертов? Было установлено, что усматривается нарушение водителем Kia пункта 88 ПДД (в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч).

Но если он двигался 80 км/ч (как говорит сам водитель кроссовера), то это не находится в причинной связи с происшествием. А если 100 км/ч (по версии Алексея Серко) — то находится.

Однако, как мы говорили выше, установить скорость Sorento по объективным данным не удалось.

…Признаться, это одно из самых сложных дел, о которых нам вообще когда-нибудь приходилось писать. Непростая конфигурация перекрестков, неоднозначная расстановка знаков, особенности процессуального законодательства и разделение дела повлияли на исход. Алексей Серко в данный момент обратился в суд. Очевидно, прежде чем будет принято окончательное решение, пройдет не одно заседание.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/06/10/dtp-7352

Кто виноват в ДТП при повороте налево на перекрестке или при обгоне

Дтп при повороте налево кто виноват
Время чтения: 4 минут

Выполнение поворота влево на перекрестке является очень распространенной причиной аварий. Ввиду некоторых нюансов дорожного движения и ПДД иногда достаточно трудно сказать, кто виноват в ДТП при повороте налево — сам поворачивающий или другой водитель. Разберем типовые случаи и правила, которые помогут избежать аварийной ситуации.

Требования ПДД

Свод правил дорожного движения хотя и не лишен спорных моментов, однако достаточно полно описывает принципы, которых должны придерживаться водители транспортных средств (ТС), выполняющие поворот налево или обгон того, кто поворачивает налево. Приведем основные из них.

Для тех, кто поворачивает:

  • Водитель обязательно должен заблаговременно при помощи включения «поворотника» подать другим участникам движения сигнал о том, что он собирается выполнить поворот налево.
  • При выполнении такого маневра автомобиль не должен создавать помеху для движения других машин.

  • Подача сигнала не наделяет водителя преимуществом движения и не избавляет его от необходимости придерживаться в ходе маневра правил безопасности.

  • Водитель транспорта (если он безрельсовый) должен уступить дорогу встречному транспорту, если тот движется прямо или выполняет поворот направо.

Для тех, кто обгоняет:

  • Перед началом обгона водитель должен убедиться: полоса, по которой он планирует совершать маневр, свободна в той степени, которая требуется для его выполнения.
  • Водитель должен удостовериться в том, что его маневр не помешает движению других транспортных средств.

  • Обгон запрещен в ситуации, когда водитель транспортного средства, которое планируется обогнать, подал сигнал о повороте налево.
  • Обгон запрещен, если автомобиль движется в рамках регулируемого или нерегулируемого перекрестка по дороге, которая не является главной.

ДТП при повороте на перекрестке

Перекресток дорог предполагает множество потенциально опасных схем движения. Особенно если речь идет об активном потоке транспорта разных видов, многополосности дорожного полотна, полном отсутствии светофора или той его секции, которая регулирует движение налево.

Поэтому ответить на вопрос, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии на перекрестке при повороте налево, бывает крайне непросто.

В числе возможных виновников аварии, помимо того водителя, который поворачивает в данном направлении, могут оказаться:

  • Другой водитель, находящийся позади и также поворачивающий налево.
  • Люди, которые пересекают дорогу, расположенную перед перекрестком или слева от него.

    Например, пешеходы, которые пытаются успеть перебежать по «зебре» уже после того, как на светофоре загорелся красный. Или велосипедисты, которые выскакивают на переход, не спешившись со своего транспортного средства.

Во многих случаях аварии возникают в силу таких обстоятельств:

  • Одна или несколько сторон не заметили другого участника движения. Например, при одновременном параллельном повороте нескольких ТС водитель крайнего авто может не заметить пешехода, которого скрывают соседние машины.
  • Действия одной/нескольких сторон были неправильно поняты.

    Например, один водитель решил на перекрестке развернуться, а следующий по этой же полосе за ним автомобилист решил, что первый пойдет на поворот, и продолжил свой маневр налево.

  • Не была выдержана полосность движения.
  • Поворачивало несколько машин, которые двигались друг за другом, не оставив места для прохождения встречного транспорта.

  • Два водителя поворачивают одновременно, двигаясь параллельно друг другу, там, где поворот разрешен только из одной полосы.
  • Один/несколько участников движения попытались «успеть прорваться» в нужном направлении.

В большинстве случаев разбор ДТП на перекрестке при повороте налево невозможен без детальной трасологической и дорожной экспертиз.

Дтп при обгоне поворачивающего

Чаще всего ДТП при обгоне и повороте налево случается по следующим причинам:

  • Водитель, идущий на поворот, оповещает о своем маневре чуть ли не за секунду до начала его выполнения.
  • Водитель, собравшийся повернуть влево, начинает выполнять маневр, не обратив внимание на происходящее позади себя.

    Он не замечает транспортное средство, которое уже полным ходом идет на обгон.

  • Водитель, следующий за поворачивающим автомобилем, уже набрал большую скорость для обгона и не успевает ее сбросить, чтобы избежать столкновения с поворачивающей машиной.

  • Водитель, идущий на обгон, пытается успеть обойти поворачивающего влево автомобилиста и сталкивается с идущим навстречу транспортным средством. Это может случиться, например, из-за неправильной оценки скоростей своего и встречного авто. Или из-за неосведомленности водителя о преимуществе движения встречного транспорта.

    О возможных мерах наказания можно прочитать в статье “Штраф за обгон“.

  • Авто, выполняющее обгон, набирает слишком высокую скорость и не успевает затормозить перед пешеходным переходом, находящимся прямо за перекрестком.

Как избежать

Логика профилактики аварий при выполнении левого поворота или обгона такая же, как и для любых других схем движения, — нужно соблюдать ПДД.

Кроме этого, водителям, вне зависимости от того, какой маневр они собираются выполнить, важно:

  • Внимательно следить за другими участниками движения и уметь на интуитивном уровне распознавать их намерения.
  • Допускать возможность совершения другими участниками движения ошибок.

  • Уметь правильно соотносить действия другого водителя с его фактическими возможностями в конкретной ситуации.
  • Помнить негласное правило всех автомобилистов под названием «Три Д».

Например, если авто, которое вроде бы пошло на левый поворот, на середине перекрестка вдруг начинает останавливаться и мешкает с маневром, то, скорее всего, его водитель собирается сделать разворот либо пропускает встречный транспорт. Нужно понять это, чтобы не попасть в ДТП.

Другой пример — вы собираетесь повернуть и вовремя подали соответствующий сигнал, но видите, что машина позади вас по какой-то причине уже набрала скорость для обгона и не успеет сбросить ее до того, как вы начнете маневр. В этом случае вам следует немного притормозить и пропустить данное транспортное средство, выполнив поворот на пару секунд позже. То есть вы уступите другому водителю право проезда, чтобы избежать аварии.

Кроме этого, каждый водитель должен знать, как вести себя в случае, если авария все же произошла.

Информацию по этой теме вы найдете в следующем материале: Что делать при ДТП?

Как вести себя при ДТП? Что делать при ДТП? Порядок действий:

Источник: https://avtozakony.ru/dtp/obshhaya-informaciya/vinoven-povorot-nalevo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.