Дтп с велосипедистом кто виноват

Содержание

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Дтп с велосипедистом кто виноват

Определить, кто виноват в ДТП с велосипедистом, нужно для последующего возмещения вреда и привлечения нарушителя к ответственности.

Хотя гражданин на велосипеде является самостоятельным участников дорожного движения, условия его ответственности за вину в ДТП носят специальный характер.

В этой статье рассмотрим, как происходит возмещение ущерба при ДТП с участием велосипедиста, и в каких случаях водитель авто сможет избежать наказания.

Общие правила участия велосипедистов в дорожном движении

Приоритетным вариантом передвижения велосипедистов является использование специально отмеченных дорожек. При движении в пределах такой дорожки, гражданин на велосипеде имеет безусловный приоритет перед остальными участниками.

В остальных случаях на велосипедиста распространяются все основные правила дорожного движения, в том числе при нахождении на тротуаре, обочине, автомагистрали или на пешеходном переходе.

Отметим наиболее важные моменты, связанные с участием такой категории граждан в дорожном движении:

  1. велосипед, в отличие от автомобиля, не рассматривается законом как источник повышенной опасности – следовательно, при отсутствии вины в ДТП, гражданин на велосипеде полностью освобождается от ответственности;
  2. для управления велосипедом не предусмотрено страхование по программе ОСАГО, поэтому для возмещения с него причиненного ущерба придется обращаться в суд;
  3. установление вины велосипедиста в ДТП происходит по общим правилам, в том числе с составлением процессуального протокола.

На управление таким транспортным средством не требуется получать специальное разрешение в виде водительских прав. Однако это не освобождает велосипедиста от соблюдения ПДД, а выявленные факты нарушения будут предметом административного разбирательства.

Что делать при ДТП с велосипедистом

Порядок действия автовладельца, попавшего в ДТП с участием велосипеда, будут незначительно отличаться от общих правил. Необходимо выполнить следующие требования закона:

  • убедиться, что в результате аварии не пострадали граждане (пешеходы, велосипедист, иные участники движения);
  • если имеются пострадавшие, нужно вызвать медицинскую помощь – если выезд врачей невозможен, либо требуется немедленное оказание медицинской помощи, допускается покинуть место аварии и доставить жертву в ближайшую больницу;
  • на месте ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и уведомить сотрудников ГИБДД о случившемся инциденте.

Перемещать транспортные средства с места аварии разрешается только для освобождения проезда другим машинам, либо для доставления пострадавших в медучреждение.

Дальнейший порядок действий будет зависеть от характера столкновения, а также от иных факторов. Велосипедист не имеет полиса ОСАГО, поэтому оформление европротокола будет невозможно, даже при отсутствии пострадавших или ущербе менее 100 тыс. руб. Целесообразно вызвать инспектора ГИБДД, так как попытка мирного урегулирования спора может обернуться обвинением в оставлении места столкновения.

Должностное лицо ГИБДД обязано зафиксировать все обстоятельства аварии, а также установить возможные нарушения ПДД. В частности, возможны следующие варианты дальнейших действий:

  1. если водитель нарушил правила и является виновником наезда, в отношении него составляется процессуальный протокол (точный состав КоАП РФ или УК РФ, по которому последует наказание, будет зависеть от обстоятельства инцидента);
  2. если авария произошла по причине нарушения правил велосипедистом, будет составлен протокол по ст. 12.29 КоАП РФ;
  3. для возмещения причиненного ущерба с виновного водителя велосипедист сможет обратиться в страховую компанию, которой был выдан полис ОСАГО;
  4. при установлении вины велосипедиста, для возмещения ущерба и морального вреда нужно подавать иск в порядке гражданского судопроизводства.

Как определить, чьи действия привели к аварии, и как правильно зафиксировать виновность одного из участников дорожного инцидента? При составлении протокола, сотрудник ГИБДД зафиксирует все обстоятельства столкновения.

В частности, на схеме места происшествия будет указана траектория движения транспортных средств, наличие дорожной разметки, знаков и светофоров.

По возможности, будут записаны данные о свидетелях конфликта, получены записи с видеорегистратора машины или камер видеофиксации.

В большинстве случаев, виновником таких инцидентов признают автовладельца, который управлял источником повышенной опасности. В отношении велосипедиста вина может устанавливаться при следующих обстоятельствах:

  • создание аварийной обстановки в результате маневрирования или перестроения по проезжей части, без соответствующих предупреждающих сигналов руками;
  • проезд на запрещающие дорожные знаки или красный свет светофора, если водитель был лишен объективной  возможности предвидеть такой вариант развития событий;
  • выезд на скоростную проезжую часть при наличии велосипедной дорожки;
  • проезд через пешеходный переход на велосипеде;
  • иные аварийные ситуации.

В ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом будет учитываться, как именно происходит переход через зебру.

Хотя водитель обязан пропускать граждан, переходящих дорогу по специальной разметке, его вина может отсутствовать, если велосипедист решил проехать без спешивания.

На пешеходных переходах действует запрет передвижения на велосипеде, так как это не дает возможность водителю предвидеть неожиданное появление помехи.

При установлении признаков опьянения у водителя и/или велосипедиста, сотрудник ГИБДД обязан выдать направление на медосвидетельствование.

Если по результатам обследования факт опьянения подтвердится, наказание для указанных участников аварии будет существенно строже. Отказ от прохождения освидетельствования повлечет наказание только для автовладельца.

Если такой отказ заявит велосипедист, этот факт будет учтен при определении размера штрафа, однако дополнительного наказания не последует.

После составления протокола, сторонам предстоит возместить причиненный по их вине ущерб.

Ущерб по вине велосипедиста

Если в действиях велосипедиста выявлено нарушение ПДД, санкции последуют по ст. 12.29 КоАП РФ (если в ДТП отсутствуют пострадавшие граждане):

  1. при отсутствии факта опьянения – денежный штраф в сумме 800 руб.;
  2. если медучреждение подтвердило состояние опьянения – штраф составит от 1000 до 1500 руб.;
  3. при любом варианте административных санкций, велосипедист будет обязан компенсировать имущественный и моральный вред, причиненный по его вине.

Процедура возмещения ущерба и морального вреда будет проходить по правилам ГК РФ и ГПК РФ. Для доказывания виновности велосипедиста будет использован процессуальный протокол, либо постановление о назначении штрафа по ст. 12.29 КоАП РФ.

Для оценки имущественного ущерба нужно обратиться к независимому оценщику. О месте и времени проведения диагностики велосипедиста нужно уведомить в письменной форме. По итогам обследования, фиксируется характер и объем повреждений машины, составляется экспертное заключение с расчетом стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Сумма компенсации морального вреда является оценочным показателем. Хотя истец обязан указать размер компенсации при подаче иска, точную сумму определит суд при оценке всех обстоятельств дела.

Ущерб по вине водителя авто

Если протоколом подтверждается виновность автовладельца, точный размер наказания по КоАП РФ будет зависеть от обстоятельств ДТП, нарушенного пункта правил, наступивших последствий. Возместить имущественный и моральный вред велосипедист сможет по следующим правилам:

  • при составлении процессуального протокола обязательно указываются реквизиты полиса ОСАГО и страховой компании – эти сведения пострадавший может использовать для обращения за компенсацией;
  • при отсутствии у водителя действующего полиса ОСАГО, он понесет дополнительную административную ответственность, а возмещение ущерба будет проходить в судебном порядке;
  • компенсацию морального вреда можно взыскать только через суд, так как данная выплата не подпадает под программу ОСАГО.

Полисом ОСАГО предусмотрен максимально возможный размер выплат для возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан. Для возмещения ущерба, причиненного велосипеду или иному имуществу, указанный лимит установлен в 400 тыс. руб. Для компенсации вреда здоровью граждан эта сумма составляет 500 тыс. руб., и определяется затратами на лечение и восстановление потерпевшего.

При отсутствии полиса ОСАГО, а также для компенсации морального вреда, велосипедисту придется обращаться в суд.

Для расчета имущественного ущерба нужно представить поврежденный велосипед, либо иные предметы и вещи, независимому оценщику. Заключение этого специалиста будет являться надлежащим доказательством в суде.

Сумма компенсации морального вреда рассчитывается по общим правилам, а судебный акт будет принудительно исполнен через службу ФССП.

Возможен и вариант возмещения ущерба при обоюдной вине автовладельца и велосипедиста. В этом случае взыскать ущерб можно только через суд, который определит точную степень вины каждого участника аварии.

В преимущественном положении будет находиться велосипедист, так как автомобиль относится к источникам повышенной опасности – владельца такого объекта могут обязать возместить ущерб даже при отсутствии вины.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/dtp-s-velosipedistom

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с велосипедистом

Дтп с велосипедистом кто виноват

Водитель может попасть в ДТП с участием велосипедиста. Для разрешения ситуации, необходимо действовать в соответствии с законодательными положениями, регулирующими то как оформляется ДТП с велосипедистом. Судебная практика по таким делам насчитывает большое количество прецедентов, помогающий разобраться в ситуации по закону.

Общий алгоритм оформления аварии с участием велосипедиста

Вне зависимости от обстоятельств произошедшего, автолюбитель попавший в ДТП, в котором задействован велосипедист, должен выполнить следующие действия:

  1. Выставить аварийные знаки в 15 м от происшествия. В противном случае,  водителя ждёт штраф в размере 1000 руб.
  2. Вызвать наряд ГИБДД. Если в ДТП имеются пострадавшие, необходимо вызвать скорую помощь.
  3. Не перемещать транспортные средства и другие предметы на месте аварии до приезда сотрудников ГИБДД.
  4. Рекомендуется сделать видео- или фотосъемку места происшествия. На видеозаписи или снимках должно быть четко видно положение автомобиля и велосипеда, другие детали, позволяющие точно установить картину аварии.
  5. Записать личные и контактные данные второго участника ДТП и свидетелей.
  6. Известить о происшествии страховую фирму способом, указанным в договоре. Как как велосипедист не имеет полиса ОСАГО, получить компенсацию можно только по КАСКО.
  7. Дождаться, пока сотрудники ГИБДД оформят необходимые бумаги и проверить их. Водитель должен получить на руки справку ДТП, протокол и постановление об административном нарушении. 

Велосипедист врезался в машину — кто виноват

Граждане, выбравшие в качестве средства передвижения велосипед, имеют преимущество перед другими участниками дорожного движения лишь в случае, когда двигаются по специально отведенном дорожкам. В остальных ситуациях на велосипедиста распространяются все основные правила дорожного движения, в том числе при нахождении на тротуаре, обочине, автомагистрали или на пешеходном переходе. 

Важные нюансы, связанные с участием велосипедистов в процессе движения по дорогам общего пользования:

  1. В отличие от автомобиля, данный вид транспорта не рассматривается законодательством как средство повышенной опасности. Поэтому если велосипедист не признан виновником ДТП, он освобождается от всякой ответственности.
  2. Для езды на велосипеде не требуется оформление полиса ОСАГО. Пострадавший автолюбитель может взыскать с данного гражданина средства в счет компенсации ущерба исключительно через суд.
  3.  Вина велосипедиста устанавливается согласно общим правилам, применяющимся при оформлении ДТП.
  4. На управления велосипедом не требуется специального разрешения. Но это не освобождает участника дорожного движения от необходимости соблюдения ПДД.  Установленные факты нарушения будут разбираться в административном порядке.

Виновной в столкновении автомобиля и велосипеда может быть признана любая сторона.

Если водитель машины не пропустил двухколесный транспорт, движущийся по специально отведенной для него полосе, виновным признают именно его. А если велосипед въехал в припаркованный на стоянке автомобиль, отвечать будет он. 

Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе

При ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация достаточно ясна и однозначна.  Пересекая «зебру», водитель двухколесного транспорта обязан спешиться и вести велосипед рядом с собой. Такое правило содержится в п.29.8 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» № 1090.  

Если велосипедист не нарушил этот пункт, вина за ДТП ложится на водителя автомобиля.  Если человек не слез двухколесного транспорта на пешеходном переходе, вина ляжет на него, однако и с водителя ответственность не снимается.

Вина велосипедиста в аварии на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД.

Дтп с велосипедистом во дворе

Пример: машина выезжает со двора на общую дорогу, а велосипедист едет по ней. Водители не замечают друг друга и продолжают движение,  допустив столкновение. В данной ситуации виновным, скорее всего, признают водителя машины, хотя по факту виноваты оба. Дело в том, что велосипед не считается средством повышенной опасности, а автомобиль таковым является.

При встречном движении 

Комфортное взаимодействие всех участников дорожного движения определяется не только ПДД, но и разметкой. В России принято двигаться по правой полосе. Правило актуально для любого транспорта без исключения. 

Осуществляя поездку по встречной полосе, может возникнуть ДТП с велосипедистом на перекрестке. Это происходит в ситуации, когда последний движется против общего автопотока. Виновником, скорее всего, признают велосипедиста, ведь он нарушил установленные правила.

На остановке общественного транспорта

Еще одна распространенная ситуация ДТП с участием автомобиля и велосипеда. Остановка не является местом для передвижения транспортных средств. Она предусмотрена исключительно для посадки/высадки людей  из общественного транспорта. 

Возвращение автобуса/троллейбуса в дорожный ряд может стать причиной аварии с участием велосипеда. Это тот случай, когда в ДТП могут участвовать сразу 3 стороны. Виновным признают того, кто нарушил ПДД. 

Авария при движении по тротуару

Велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам, но законом это не приветствуется. Им рекомендуется двигаться по специальным дорожкам, а на крайний случай — по обочине.  Главное правило — не создавать помех пешеходам.

Пример: автомашина выезжает с дворовой территории, а двухколесный велосипед едет по тротуару. Обзор обоим участникам движения закрывают зеленые насаждения, технические объекты и т.д. На первый взгляд, дорогу обязан уступить водитель автомобиля, ведь он он создает помеху велосипеду,  который движется по тротуару главной дороги.

Но правила ПДД говорят иное: велосипедист обязан слезть со своего транспорта и вести себя как пешеход. Поэтому если человек на двухколесном транспорте протаранил машину сбоку в процессе движения по тротуару, виновником может оказаться как он, так и водитель автомобиля.

Последнего не признают виновным случае, если ему удастся доказать объективную невозможность предвидеть помеху в виде велосипедиста.  

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • ст. 12.29ч.2 КоАП РФ – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 руб. или предупреждение;
  • ст. 12.29ч.3 КоАП РФ – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 руб., а так же штраф в размере 1500 руб., если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля и моральный вред взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Судебная практика по ДТП с участием велосипедиста

По статистике, аварий с участием легкого транспорта достаточно много – больше 5000 в год.

Ситуации бывают разные, например:

  1. Автомобиль выезжал из территории двора на дорогу, он не заметил движущийся по трассе велосипед. В итоге произошло столкновение, а велосипедист оказался в больнице с серьезными травмами. Виновником в аварии считается водитель, он по правилам должен был уступить дорогу. Автомобилист обязуется возместить весь материальный ущерб пострадавшему (50 тысяч рублей – цена велосипеда, а также 150 тысяч – стоимость курса лечения). Также водитель должен компенсировать моральный ущерб (200 тысяч рублей).
  2. На пешеходном переходе случилась авария, в которой велосипедист сбил человека. Спустя несколько дней он скончался. Водитель велосипеда в суде был признан виновным, так как считается полноценным участником дорожного движения и обязан соблюдаться правила, в данном случае пропустить пешехода. Суд вынес решение, что он виновен в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде 2-х лет лишения свободы. Также в пользу пострадавшей стороны (родственникам погибшего) должна быть выплачена компенсация в размере 500 000 руб.

Источник: https://pravo21vek.ru/articles/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-dtp-s-velosipe/

Дтп с велосипедистом: ответственность участников движения

Дтп с велосипедистом кто виноват

Самый удобный и недорогой вид транспорта для некоторых жителей нашей страны — это велосипед, особенно в теплое время года.

Не приходится стоять в пробках и изнывать от жары в салоне авто, если не работает кондиционер.

Но помимо удобства этот вид транспорта является достаточно опасным, поскольку не всегда велосипедисты готовы соблюдать ПДД и ездить аккуратно. Но что делать автовладельцу, если он попал в ДТП с участием велосипедиста?

Распространенные ситуации

Самыми уязвимыми и при этом беспечными участниками движения на дороге являются велосипедисты. Любые данные, которые можно получить на официальном портале Госавтоинспекции, говорят о том, что в летний период наибольшее число аварий происходит именно с представителями велодвижений.

Наибольшее число — с детьми-велосипедистами.

К сожалению, в нашей стране не распространено обучению водителей велосипедов езде по оживленным дорогам, они постигают все навыки самостоятельно, в то же время пренебрегая безопасностью и дотошным изучением ПДД.

Автобусы на остановках и просто припаркованные автомобили для них являются преградой, которую они объезжают не глядя по сторонам, т.е. просто выскакивают на проезжую часть под колеса едущего ТС.

Аварии с велосипедистами случаются не только летом, но и в зимнее время, поскольку современные магазины могут предоставить само двухколесное транспортное средство на любое время года.

Не столь критичен и важен был бы этот вопрос, если бы в ДТП страдали только транспортные средства.

К сожалению, велосипедист никак не защищен в моменты движения от окружающих автомобилей и иных участников движения. Максимум, что может быть — это специальная защита, которая поможет в случае ДТП предотвратить летальный исход.

Ежегодно статистика по смертельным случаям и получению тяжелых телесных повреждений только ухудшается, что говорит лишь о том, что работа по улучшению дорожной ситуации просто не проводится.

Причины же аварий с велосипедистами различны и разнообразны. Рассмотрим самые распространенные.

Выезд с дворовой территории

Зачастую велосипедисты очень уверенно чувствуют себя на дворовых дорожках, где движения автомобилей нет, а пешеходы стараются самостоятельно избежать столкновения с двухколесным участником движения.

При этом выезжая со двора их мировосприятие не меняется: они уверены в том, что избегать аварии с ними должны окружающие, а не они сами.

Выезжая из проулка между домами, водитель велосипеда начинает движение между припаркованными авто, становясь незаметным для основного потока.

Резкий выезд на проезжую часть может спровоцировать аварию.

Так же этот момент можно рассмотреть и с той точки зрения, когда из двора выезжает автомобиль.

Водитель смотрит на движущиеся ТС, не замечая велосипедиста, маневрирующего между припаркованными ТС.

По факту это происходит из-за низкой посадки в автомобиле. Дальнейшее развитие событий происходит уже исходя из реакции водителей и их скорости движения.

В подобных ситуациях в любом случае виновником ДТП признают того, что управляет автомобилем. Его невнимательность не может служить оправданием случившемуся ДТП.

Движение по встречке

В нашей стране законодательно установлено правостороннее движение, конечно, если речь не идет о полосах реверсивного движения или просто односторонних дорогах.

Для движения на дороге всегда присутствует разметка, которая помогает автовладельцам ориентироваться на дороге и правильно выбирать полосу для движения.

Нужно помнить, что велосипед так же является транспортным средством, поэтому оснований для пренебрежения правилами движения у него нет.

Весь транспорт, который осуществляет движение на дороге, обязан соблюдать ПДД, а водители — нести ответственность за свои действия.

Естественно, не все велосипедисты знакомы хорошо с правилами движения, что приводит к печальным последствиям.

Аварии на велосипедах случаются благодаря тому, что участник движения неверно выбрал полосу и направление движения — то есть ехал по встречке.

В подобных случаях их движение является потенциально опасным и аварийным и может повлечь за собой ДТП даже со смертельным исходом, если учитывать скорости движения встречных потоков.

Движение по тротуару

Один из самых распространенных типов ДТП, случающихся с участием двухколесного ТС.

Когда владелец двухколесного ТС движется по тротуару, а водитель авто выезжает из двора нередки столкновения.

Происходит это за счет того, что у водителя автомобиля затруднен обзор из-за насаждений кустарников или деревьев, а также небольших строений или ремонтных работ, которые нередко ведутся рядом с домами.

Велосипедист же в подобной ситуации уверен, что при движении по тротуару он имеет преимущество и не готов уступить дорогу более крупному ТС, чтобы избежать ДТП.

В подобных ситуациях зачастую признаётся обоюдная вина водителей. С одной стороны, автомобиль должен был пропустить всех, кто двигается по тротуару, а с другой — велосипедист при движении должен не мешать движению других лиц.

Все потенциально опасные участки, такие как пешеходные переходы или выезды из дворов, водитель велосипеда должен проходить пешком, ведя двухколесное средство рядом с собой.

Шанс быть признанным невиновным у владельца авто все же есть: даже при минимальной скорости он не может в один момент остановить свое транспортное средство, когда велосипедист на скорости вылетает под колеса с пешеходной зоны.

То есть, при наезде на пешехода виновным будет признан водитель ТС, а наезде на велосипедиста ответственность все же будет лежать на последнем.

Пешеходный переход

Большинство ДТП на пешеходном переходе происходит из-за невнимательности и спешки водителей.

Участие же велосипедистов в подобных авариях случается по причине того, что они пытаются быстрее проехать опасный участок, забывая об элементарных правилах движения.

На самом деле, водитель двухколесного ТС обязан еще на тротуаре слезть с него, став пешеходом, и пересечь проезжую часть пешком, ведя велосипед рядом с собой.

В случае, если наезд на велосипедиста произошел из-за нарушения им правил дорожного движения, то закон, зачастую, принимает сторону водителя автомобиля. Хотя, как и в любом правиле, всегда случаются исключения.

Остановка общественного транспорта

Подобные ситуации не редкость, хотя определить заранее, кто прав, а кто виноват невозможно, потому что каждый случай индивидуален.

Если рассматривать частные случаи, то более частыми являются следующие:

  • автобус подъезжает к остановке для высадки пассажиров, а велосипедист объезжает его с выездом на соседнюю полосу;
  • автобус отъезжает от остановки, но велосипедист считает, что он сможет его быстро объехать.

Любой из этих случаев будет считаться нарушением правил именно со стороны водителя велосипеда. Поскольку он является участником дорожного движения, то должен нести административную ответственность: ему выпишут штраф в размере от 800 рублей.

Действия при ДТП

В том случае, если все же столкновение автомобиля с велосипедом произошло, то необходимо вспомнить порядок действий и неукоснительно его соблюдать:

  1. Проверить состояние всех участников ДТП, определить, есть ли повреждения и травмы.
  2. При необходимости — срочно вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшим.
  3. При попытке скрыться с места ДТП водителя автомобиля — записать его номер ТС.
  4. При необходимости обратиться к аварийным комиссарам за помощью.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД, оставив ТС на тех местах, где они оказались вследствие столкновения.
  6. Найти очевидцев, которые могут подтвердить детали ДТП.
  7. При возможности зафиксировать на фото место аварии и полученные повреждения.
  8. Заполнить протокол с представителями ГИБДД.

После выполнения всех этих действий можно рассчитывать на получение компенсации за полученный ущерб.

Для этого нужно направить виновнику досудебную претензию, а в последующем и обращение в суд в случае необходимости.

Кто виноват

В любом ДТП виновным может оказаться любая из сторон, хоть зачастую и принято считать, что виновным может быть только водитель автомобиля.

Это неверное суждение, поскольку велосипедисты гораздо чаще пренебрегают правилами дорожного движения и рассчитывают на то, что “проскочат”.

При этом меры наказания для водителей авто регулируются статьей 12.27 КоАП или же УК РФ в случае причинения вреда жизни и здоровью людей:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение ВУ до полутора лет;
  • штраф за ДТП;
  • арест до 3х месяцев;
  • лишение свободы.

К велосипедисту же применяются следующие меры:

  • штраф;
  • компенсация нанесенного ущерба;
  • лишение свободы.

В том случае, если водитель хочет ускорить оформление ДТП и воспользоваться Европротоколом, следует вспомнить, что в случае ДТП с велосипедистами это строго запрещено.

Европротокол может быть оформлен только в том случае, если обе стороны аварии имеют действующий полис ОСАГО.

Велосипед же не подлежит страхованию, поэтому данный тип оформления применен быть не может.

Меры по предотвращению ДТП

В первую очередь водитель всегда должен быть внимателен. Самой главной профилактикой ДТП с двухколесными ТС будет являться постоянное напоминание самому себе о том, что в теплое время года их становится достаточно много.

Основными же способами предотвращения подобных аварий может стать:

  • оборудование велосипедных дорожек;
  • использование светоотражающих элементов на велосипедах и одежде их владельцев;
  • присвоение госзнаков велосипедам, а также обязательное их страхование.

К сожалению, подобными мерами должны заниматься государственные и региональные власти, а не автомобилисты своими силами.

Заключение

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98 

Это быстро и бесплатно!

К сожалению, с каждым годом статистика по ДТП с велосипедистами только увеличивается. Для того, чтобы не допустить подобной аварии необходимо быть очень внимательными на дороге и следить не только за светофорами и пешеходами, но и за другими участниками дорожного движения.

Источник: https://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/avarii-s-velosipedistami.html

Дтп с велосипедистом: причины, ответственность за аварию, выплаты по страховке в 2020 году

Дтп с велосипедистом кто виноват

Велосипедист на проезжей части требует к себе повышенного внимания со стороны водителей. Небольшое юркое транспортное средство делает его малозаметным участником дорожного движения. Поэтому именно владельцы двухколесного транспорта нередко попадают в аварии, а из-за того, что велосипед почти не имеет никакой защиты, ДТП с велосипедистом нередко заканчиваются крайне печально.

Порядок действий при ДТП

После аварии водителю и велосипедисту в первую очередь необходимо успокоиться. Взяв себя в руки, — помочь пострадавшим или удостовериться, что никто из участников ДТП не получил серьезных повреждений. При смертельной аварии, а также, если кто-то получил серьезные травмы, необходимо вызвать скорую и полицию, выставить знаки аварийной остановки и дожидаться приезда экстренных служб.

Незначительные аварии с участием велосипедистов не оформляются как столкновение двух машин. Владельцу двухколесного транспорта это не нужно, у него нет страхового полиса, а полученный ущерб он может компенсировать только в судебном порядке или по договоренности с виновником происшествия. Но если произошло серьезное столкновение, действия принимаются в следующем порядке:

  • на транспорте включаются сигналы, и на дорогу ставится аварийный знак;
  • велосипедист также обозначает свой транспорт каким-нибудь способом;
  • происходит фото или видеофиксация места аварии;
  • участники столкновения ищут свидетелей;
  • после проведения подготовительных действий водителю и велосипедисту необходимо дожидаться инспектора, который оформит ДТП с участием велосипедиста.

После столкновения велосипедисту категорически запрещается трогать велосипед.

Он должен оставаться в прежнем положении, чтобы на основании оставшихся следов можно было установить причины ДТП и выявить виновного.

Законодательство предполагает возможность самостоятельного составления схемы аварии и освобождения дороги, чтобы не образовывать пробки. Документ (нарисованная схема) будет иметь юридическую силу, если:

  • изложенные факты подтвердят свидетели ДТП;
  • на дороге останутся следы происшествия (велосипедисту их следует по возможности сохранить);
  • будут представлены фото или видеозаписи места аварии.

Если велосипедист смог договориться с водителем, вовсе необязательно дожидаться полиции. Можно уладить все формальности, в том числе и финансовые, на месте, однако очень важно потребовать от противной стороны расписку об отсутствии каких-либо претензий. Документ пригодится в суде, если недобросовестный участник ДТП обвинит оппонента в оставлении места ДТП.

На пешеходном переходе

Данный вид аварии часто происходит по вине велосипедиста, забывающего, что на «зебре» он обязан сойти с велосипеда и катить его рядом до окончания перехода. В этом случае в ДТП виноват всегда он, однако инспектор может выявить и нарушения, допущенные водителем машины.

Если наезд был совершен на спешившегося велосипедиста, переходящего в правильном месте, то водителю придется отвечать за наезд на пешехода.

Обычно в случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе полиция и суд выступают на стороне владельца безмоторного транспорта, так как перед переходом автолюбитель должен быть особенно осторожен и иметь возможность остановиться перед внезапно появившимся пешеходом.

При езде по тротуару

Правила не приветствуют езду на велосипеде по тротуарам, особенно при оживленном пешеходном движении, хотя и не запрещают ее велосипедисту напрямую. Такая езда представляет опасность для окружающих людей и для самих велосипедистов. В условиях ограниченной видимости, выезжающие из дворов водители могут не среагировать на внезапное появление двухколесного транспорта.

В этом случае вступают в противоречие два положения ПДД. С одной стороны, статья 8.3 требует уступать велосипедистам при повороте на съезд и выезде на дорогу. С другой стороны, статья 9.

9 запрещает движение велосипедного транспорта по тротуарам, если это мешает прохожим.

В условиях описанного противоречия, первое, что должен делать велосипедист, который попал в ДТП при езде по тротуару, — это доказать, что своими действиями он не препятствовал пешеходам или не имел возможности выбрать альтернативный маршрут по проезжей части.

Во дворе

Данный случай трактуется, исходя из следующих положений в правилах. Поскольку машина в отличие от велосипеда является средством повышенной опасности, во время езды по дворам от водителя требуется особая внимательность. Также для него существуют скоростные и иные ограничения.

Следовательно, ДТП во дворах интерпретируется в пользу велосипедиста, но это не значит, что на двухколесном транспорте можно безнаказанно таранить автомобили. Определенное преимущество будет иметь силу только в спорных ситуациях, кто виноват в ДТП во дворе дома.

При встречном движении

Такой вид столкновения является самым опасным, ведь происходит оно на большой скорости. Инспектор будет устанавливать ответственность участников в зависимости от обстоятельств, но, безусловно, виновником аварии признается велосипедист, двигавшийся в нарушение п. 24.2 ПДД не по крайней правой полосе.

Следует обратить внимание и на возрастные ограничения: нельзя выезжать на дорогу подростку младше 14 лет без сопровождения взрослого. В случае оформления ДТП после аварии с велосипедистом на перекрестке, виновное лицо устанавливается исходя из того, кто нарушил правила. Каких-либо преимуществ велосипедист здесь не имеет.

На остановке общественного транспорта

В ситуации, когда велосипедист пытается объехать слева остановившийся на остановке общественный транспорт и попадает под колеса машины из левого ряда, виновником будет он, потому что нарушил требование не покидать правый ряд.

Если же в момент опережения маршрутки ее водитель не заметит велосипед и заденет его, пытаясь выехать с остановки, виноватыми в ДТП будут оба участника движения. Вина водителя ТС будет состоять в том, что он не убедился в безопасности маневра.

Это самые распространенные аварийные ситуации, которые могут возникнуть с велосипедистом на дороге, однако, нередки и ДТП с припаркованным автомобилем. В них есть свои особенности.

Ответственность сторон при аварии

Ответственность участников аварии определяется Административным кодексом. Установление виновного происходит на основании ПДД путем осмотра места аварии и проведения всех необходимых экспертиз. Если они противоречат друг другу, виновника столкновения может определить суд.

Водителя

Если во время ДТП сбитый водителем велосипедист погибнет или получит серьезные травмы, вина водителя будет изучаться в рамках уголовного законодательства. В случае нанесения велосипедисту материального ущерба, виновный водитель или его страховая компания будут обязаны возместить его в полном объеме. Самое суровое наказание за ДТП со смертельным исходом.

Читаем также:
Штраф виновнику аварии за ДТП
Действия при ДТП без пострадавших по ОСАГО в 2020 году

Велосипедиста

Согласно 12.29 ст. КоАП велосипедисту за нарушения правил грозят следующие меры:

  • 800 р. — штраф за нарушения ПДД во время передвижения (в качестве альтернативы наказанию инспектор может только предупредить велосипедиста);
  • от 1 до 1.5 тыс. р. (в зависимости от нанесенного ущерба) велосипедисту придется заплатить за пьяную езду и попадание в аварию.

Если велосипедист будет признан виновником аварии, ему придется компенсировать ремонтные расходы и моральный ущерб. Эти деньги взыскиваются по судебному решению, или же стороны договариваются на месте ДТП.

Если велосипедист скрылся с места ДТП, мера ответственности может быть повышена — вплоть до уголовного наказания при смертельном исходе.

В этом случае может быть применена статья о причинении гибели по неосторожности и оставлении в опасности.

Возмещение ущерба

Согласно закону, в России предусмотрено обязательно страхование автотранспорта, поэтому пострадавшему от действия водителя велосипедисту придется обращаться за возмещением ущерба к страховщикам.

В офис компании необходимо представить все документы, после чего будет назначена соответствующая страховая выплата.

Если она не покрывает расходов или имеется исковое заявление на возмещение морального ущерба, деньги можно будет взыскать через суд.

Виновником

Во избежание бумажной волокиты и траты времени виновник аварии может расплатиться с пострадавшим велосипедистом или водителем на месте или договориться полюбовно.

 Аварии на велосипедах не требуют официального оформления сотрудником полиции, если в ходе столкновения никто из участников не получил серьезных увечий и не лишился жизни.

Но обязательно следует взять расписку с потерпевшего, что он не имеет претензий. Это обезопасит виновника от возможных обвинений в оставлении места аварии.

Страховой компанией

Выплата компенсации осуществляется страховой компанией по полису каско или ОСАГО. Если сумма не покрывает полученные велосипедистом расходы в ДТП, остаток можно будет взыскать по суду. Страховая компания также может обратиться с исковым заявлением о возмещении ей суммы выплаты тем водителем, который спровоцировал аварию.

Профилактика ДТП с велосипедистами в России

Попадание велосипедистов в аварии — это серьезная проблема. На сегодняшний день предлагаются следующие профилактические меры.

  1. Для безопасности велосипедистов и удобства пешеходов реализуется программа открытия выделенных полос для велосипедистов и специальных велосипедных дорожек.
  2. Обсуждается внесение в законодательство поправок об обязательном оснащении велосипедов зеркалами заднего вида и фарами, а также прикрепление особых светоотражающих элементов на одежду во время езды.
  3. Некоторые эксперты предлагают включить велосипедистов в программу обязательного страхования, которая уже давно действует для водителей автотранспорта.
  4. Еще одна мера — присваивать двухколесному транспорту госномера и другие регистрационные знаки.

Перечисленные меры должны существенно сократить статистику ДТП с велосипедистами и урегулировать процесс возмещения ущерба в случае ДТП.

Также существует несколько простых рекомендаций для велосипедиста, которые если и не помогут ему предотвратить столкновение, то хотя бы снизят силу удара и вероятность повреждений:

  • не стоит выезжать на дорогу без серьезной необходимости;
  • следует уступать дорогу водителю, который проявляет неуважительное отношение к участникам движения или ведет себя неадекватно;
  • при неизбежности аварии нужно попытаться столкнуться с машиной под наиболее острым углом, что позволит велосипедисту остаться за рулем и не упасть под колеса других автомобилей;
  • перед аварией велосипедисту рекомендуется вывернуть руль вправо и перед самым столкновением прекратить выжимать передние тормоза, блокируя только заднее колесо.

Простые меры предосторожности спасли уже не одну жизнь велосипедиста, поэтому лучше держать их в голове при выезде на оживленную трассу.

Судебная практика

Большинство ситуаций является типовым и отражено в судебной практике. Рассмотрим достаточно интересный спорный случай. Автомобиль на небольшой скорости выворачивал из арки на проезжую часть.

В этот момент в него врезался велосипедист, получивший в результате столкновения незначительные травмы.

Водитель машины подал иск с требованием возместить ему моральный ущерб и нанесенные его автомобилю повреждения, мотивируя мнение о вине велосипедиста рядом фактов:

  • обзор водителю был ограничен кустами;
  • велосипед двигался на высокой скорости по пешеходной дорожке;
  • велосипедист был пьян.

Изложенные обстоятельства были проверены, и экспертиза показала, что условия обзора позволяли водителю заметить велосипед вовремя. Велосипедисту не поставили в вину передвижение по тротуару, так как это не мешало пешеходам (улица была пуста в вечернее время).

Обстоятельство опьянения было признано несущественным, потому что велосипедист не нарушал общественный порядок и не создавал помех другим участникам движения.

В результате истцу было отказано в возмещении материального и морального ущерба, при этом было принято решение об установлении обоих участников столкновения виновными в ДТП в равной степени.

Читаем также:
Статистика ДТП

Авария с участием велосипедиста — это такое же ДТП, как и столкновение двух автомобилей. Расследование происшествия происходит по общим нормативным документам, главным из которых выступают ПДД. Таким образом, к описанным авариям следует относиться максимально серьезно и не позволять виновному водителю покидать место события. Но лучше всего и вовсе не доводить до подобных происшествий.

Источник: https://voditel.guru/dtp/obshhee/s-velosipedistom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.