Дтп с велосипедистом судебная практика

Содержание

Смотрите, какая тема — ОСАГО на велосипед: можно ли застраховать и как это работает при ДТП?

Дтп с велосипедистом судебная практика

Показать содержание

  1. По закону полис ОСАГО на велосипед не нужен, так как он не подлежит регистрации в ГИБДД.
  2. Но и фактически добровольно вы не сможете застраховать ответственность, даже если захотите – страховые компании не продают страховку на такое транспортное средство.

  3. Но вы сможете застраховать сам велосипед по другим видам страхования – от порчи, угона и кражи, вред здоровья при падении с него.
  4. При ДТП с велосипедистом по вине водителя автомобиля первый получает возмещение по страховке на машину.

  5. А вот при вине двухколёсного он тоже может получить возмещение, так как автомобиль является источником повышенной опасности.

В летний период в 2020 году в России происходит до 1 тысячи наездов на велосипедистов, и с каждым годом по мере роста этой категории участников дорожного движения растёт и число аварий.

Но страхование ОСАГО в отношении двухколёсных работает по-особенному – как при виновности водителя этого спортинвентаря, так и при вине водителя автомобиля. Есть и определённые тонкости в этом вопросе.

В статье мы рассмотрим 2 главных вопроса и все производные от них: можно ли приобрести ОСАГО на велосипед и что делать при ДТП с таким ТС при виновности того или иного участника.

Кто есть велосипедист на дороге?

Итак, ПДД 2020 года довольно чётко определяют правила для этой категории участников на дороге:

  • велосипед – это транспортное средство (но не механическое), а велосипедист – водитель,
  • взрослым водителям на этом транспорте Правила предписывают двигаться чаще всего по дороге (за исключением исключений), но как можно правее,
  • но есть в ПДД и целый ряд ограничений для них, перечисленный в 24 разделе.

Можно ли оформить ОСАГО на велосипед?

Нет. И здесь всё достаточно просто.

Велосипедисты по закону не обязаны приобретать ОСАГО. Подпункт “б” пункта 2 статьи 4 Федерального закона №40 предписывает, что транспортные средства, не подлежащие регистрации в ГИБДД, являются исключением из обязанных по страхованию автогражданской ответственности. Но даже если вы добровольно захотите это сделать, вы не сможете нигде купить полис – ни в одной страховой компании.

Вот алгоритм официальной буквы закона:

  1. статья 4 ФЗ-40 обязывает всех владельцев транспортных средств застраховать свою гражданскую ответственность,
  2. в пункте 3 этого же закона перечисляются исключения, в частности, отсутствие обязанности ставить ТС на учёт в ГАИ является таким исключением, а велосипед к таковым как раз относится.

Как мы указали выше, вы просто не сможете приобрести полис на свой велосипед, потому как ни одна страховая организация не страхует по ОСАГО такие транспортные средства. И потому мало того, что вам законно не смогут выписать штраф за страховку за отсутствием состава правонарушения, но и на практике инспекторы ГИБДД даже не пытаются оштрафовать велосипедистов за это.

Как работает ОСАГО при ДТП?

Здесь всё очень просто – также как и с пешеходами, и возможность получения возмещения напрямую зависит от того, чьё нарушение привело к происшествию. Давайте рассмотрим оба варианта такой ситуации.

Если виноват водитель автомобиля?

Так как по ОСАГО страхуется именно ответственность владельца автомобиля, то в при вине такого ответственного лица страховое возмещение получает собственника велосипеда.

То есть при наезде на велосипедиста последний обращается в страховую компанию виновного водителя машины и получает выплату по калькуляции за причинённый ущерб здоровью и велосипеду, а также иному имуществу.

Форма натурального возмещения в “автогражданке” не работает – то есть ремонт велосипеда по ОСАГО не получится провести, получив направление в мастерскую от страховой компании – у финансовых организаций просто не будет заключён договор с мастерскими.

Единственная статья возмещения, которую велосипедист не сможет выбить по ОСАГО со страховой – это моральный ущерб (пп. “б” пункта 2 статьи 6 ФЗ Об ОСАГО). С этим вопросом придётся обращаться уже напрямую к водителю как причинителю вреда, либо требовать через суд.

А ещё возможна выплата ущерба с учётом износа. Хотя, Единая методика не упоминает велосипедов по части способа расчёта страховой выплаты, Конституционный суд в судебной практике своего времени указал, что требование разницы с самого виновника ДТП между выплатой от страховой с учётом износа и расчётом реальной стоимости восстановления велосипеда законно.

Если виновен велосипедист?

В этом случае… он также может получить страховое возмещение по ОСАГО водителя при наличии у того действующего полиса. Как же так получается?!

Всё дело в очень несправедливой по мнению многих автолюбителей статье Гражданского кодекса России. Его статья 1079 указывает на то, что владелец источника повышенной опасности (ИПО) несёт ответственность даже при отсутствии вины, когда этим источником причинён вред.

Автомобиль является ИПО не только по отношению к пешеходам, но и по отношению к велосипедистам. Так работает судебная практика:

  • наезд автомобиля на велосипед – вред, причинённый источником повышенной опасности,
  • наезд на пешехода – ровно также,
  • наезд велосипедиста на пешехода – тоже вред, причинённый ИПО,
  • но ДТП велосипедиста с другим велосипедистом – не ИПО, также как столкновение двух автомобилей друг с другом.

Но и водитель в этом случае имеет право на возмещение причинённого вреда его автомобилю или здоровью. Но, увы, здесь ОСАГО уже не работает, так как у велосипедиста его попросту не может быть.

Таким образом, возмещение вреда при ДТП с велосипедистом по его вине происходит следующим образом:

  • велосипедист получает выплату за вред здоровью по страховке ОСАГО водителя машины, согласно статье 1079 ГК РФ,
  • а собственник повреждённого автомобиля имеет право рассчитывать на возмещение вреда его имуществу и здоровью от наездника двухколёсного – но последний платит уже из собственного кармана.

От чего можно застраховать двухколёсного?

Вообще, да. Но, как мы уже указали выше, ОСАГО на велосипед вы не сможете приобрести, лишь за редкими исключениями в виде временных спецпредложений компаний.

Чаще можно встретить предложения страховых компаний по страхованию риска ответственности – это почти то же самое, что и ОСАГО, но страховка действует при более обширном круге деятельности человека.

Но, к сожалению, и здесь чаще всего наступления страхового случая при занятии активными видами спорта идёт как исключение из правил, и выплаты потерпевшему в этом случае не будет.

От порчи

Это наиболее популярный вид страховки – по сути здесь вы защищаете своё имущество и получаете выплату при наступлении любого страхового случая – даже если упадёте с велосипеда на дорогу без участия других транспортных средств и людей. Эдакое Каско – только на двухколёсного “друга”.

На дату написания данной статьи такую услугу в Москве и других городах предлагают следующие страховщики:

От угона

Также очень распространённый вид страхования. Здесь для получения выплаты почти всегда потребуется предоставить входящий КУСП (входящий регистрационный талон) от полиции при подаче заявления об угоне.

Обратите внимание, всегда смотрите максимальный лимит выплаты и сопоставляйте его со стоимостью вашего велосипеда – первый не должен быть намного ниже последнего. Но и выше не имеет смысла.

От вреда здоровью

В таком случае вы можете приобрести просто полис ДМС (добровольного медицинского страхования). Только обязательно смотрите, чтобы активные виды спорта были включены в страховой риск.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obyazannosti-po-osago/osago-na-velosiped-mozhno-li-zastrahovat-i-kak-eto-rabotaet-pri-dtp

Дтп с велосипедистом: статистика, судебная практика, наезд, что делать в 2020

Дтп с велосипедистом судебная практика
Время чтения: 6 минут

Экологичный, недорогой, простой в использовании велосипед приобретает всю большую популярность в качестве повседневного транспортного средства. Вместе с этим возрастает и количество аварийных ситуаций с участием велосипедистов. О том, что чаще всего становится причиной дорожных происшествий и как себя вести в случае ДТП с велосипедистом, читайте далее.

Статистика в России

Сводки ГИБДД лишний раз подтверждают, что водители велосипедов остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения. Для примера возьмем данные за январь-август 2016 года. Всего за этот период зафиксировано 4098 аварий.

Из них:

  • С участием детей-водителей велосипедов произошло 1360 ДТП.
  • По неосторожности самих детей-водителей велосипедов случилось 816 ДТП.
  • 3950 ДТП произошло по причине наезда на велосипедиста, что составляет 4% от общего числа происшествий с участием всех видов ТС в РФ.

К сожалению, в большинстве аварий пострадали не только транспортные средства, но и люди. В некоторых случаях это были легкие повреждения.

Однако количество погибших велосипедистов и тех, кто получил тяжелые увечья, достаточно велико:

  • Всего было травмировано 3872 велосипедиста. Многим из них потребовалась срочная медицинская помощь. Погибших из общего числа ДТП также очень много — 252 человека.
  • В авариях с участием детей-велосипедистов травмы различного характера получили 1343 ребенка. 27 детей погибли.

В плане ДТП с участием велосипедистов статистика за январь-август 2017 года выглядела немного лучше: всего было зафиксировано 3881 случаев дорожных происшествий. Правда, количество погибших было на 2 человека больше — 254.

Причины аварии

Если классифицировать по типам все дорожные происшествия с велосипедистами, то можно выделить несколько наиболее часто встречающихся моделей ДТП. О них и поговорим.

При выезде из двора

Ситуация обычно выглядит следующим образом. Из проулка между домами на дорогу выезжает автомобиль. В это же самое время по проезжей части рядом с припаркованными у бордюра машинами движется велосипедист. Водитель легкового транспорта ввиду низкой посадки машины не замечает велосипедиста и выезжает на дорогу.

Дальше все зависит от скорости движения этих лиц, скорости их реакции и сторонних факторов.

На вопрос, кто виноват в ДТП с велосипедистом в данном случае, ответ очевиден — водитель. Поэтому у водителя велосипеда будет право получить полный набор компенсационных выплат.

Однако по факту виноваты оба, так как у велосипедиста ввиду его более высокой по сравнению с легковым авто посадки были все шансы избежать столкновения.

Для всех видов транспортных средств (к которым относится и велосипед) на дорогах размечены полосы движения. Традиционно в нашем регионе используется схема движения по правой полосе. Все виды ТС обязаны придерживаться данного неукоснительного правила, будь то огромная фура или крошечный велосипед.

Соответственно, ситуация, при которой водитель велосипеда едет по полосе навстречу потоку машин, является в корне неправильной и потенциально аварийной. Исход данного ДТП может быть крайне печальным, учитывая скорости движения транспорта по проезжей части.

При движении по тротуару

Еще один распространенный вид ДТП с участием велосипедиста. Водитель велосипеда движется по тротуару. Из проулка между домами выезжает машина.

У автомобилиста нередко в данных случаях затруднен обзор — деревьями и кустами, небольшими строениями, рекламными стендами и прочими объектами. В итоге происходит столкновение, которое может причинить вред не только ТС, но и самим водителям.

Особенно слабо защищенному велосипедисту.

В случившемся можно признать виновным любого участника аварии. Так как, с одной стороны, машина при выезде на дорогу/съезде с нее должна пропустить велосипед, движущийся по тротуару.

С другой стороны, движение велосипедиста по тротуару не должно мешать движению иных лиц. В противном случае водитель велосипеда обязан спешиться и пройти потенциально опасный участок пешком.

Но нередко виновным признают все-таки велосипедиста. Так как водитель авто даже при условии минимально возможной скорости движения между дворами не успел бы остановиться перед велосипедом, вылетевшим ему навстречу со стороны пешеходной зоны.

На пешеходном переходе

В большинстве случаев ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом происходит по причине того, что последний пытается быстро проехать данный участок дороги. Вместо этого ему следует спешиться еще на тротуаре и пройти по «зебре» пешком.

Закон в таком случае обычно становится на сторону водителя машины. Хотя бывают и исключения.

На остановке

Это, пожалуй, одна из самых сложных ситуаций, так как сказать, кто априори в ней является виновным, а кто пострадавшим, невозможно.

Суть ее заключается в следующем. Общественный транспорт останавливается для высадки/посадки пассажиров на выделенном для этого участке дороги. Велосипедист начинает объезд данного ТС.

До того, как он успевает закончить маневр, автобус/маршрутка также начинает движение. Велосипедист оказывается заблокированным с правой стороны ТС общественного пользования, а слева — машиной, движущейся по соседней полосе.

Дальнейшее развитие событий зависит уже от поведения каждой из трех сторон.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

За нарушение ПДД для водителей велосипеда предусмотрена административная ответственность в виде штрафных выплат. Размер денежной компенсации будет зависеть от характера правонарушения.

Так, обычный штраф составляет 800 рублей. А если водитель велосипеда нарушил правила в состоянии алкогольного опьянения, то сумма увеличивается до 1-1,5 тыс. рублей. Такой же штраф предусмотрен для ДТП, в которых по вине велосипедиста другому лицу был причинен вред легкой или средней тяжести.

Больше информации по теме вы найдете в статье «Ответственность за ДТП».

Что делать, если произошло ДТП

Общая схема поведения такая же, как и при ДТП с участием других видов транспортных средств.

Если случилось ДТП с велосипедистом, вот что нужно делать:

  • Проверить всех участников случившегося на предмет повреждений.
  • Если нужно — вызвать скорую помощь.
  • Если виновник аварии пытается скрыться — постараться записать номер его машины.
  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Ни в коем случае не трогать ТС и ничего не перемещать с места аварии.
  • Попросить очевидцев случившегося выступить в качестве свидетелей.
  • Сфотографировать место аварии.
  • Записать имеющиеся повреждения ТС.
  • Дождаться приезда представителей ГИБДД.
  • Вместе с ними запротоколировать случившееся.
  • Подать досудебную претензию к виновнику случившегося с требованием возместить ущерб.
  • Если нужно — подать иск в суд.

Подробнее на тему читайте в статье «Что делать после ДТП».

Случай 1

Перекресток двух проселочных улиц в деревне. Дороги без асфальтового покрытия и без дорожных знаков. Несмотря на отсутствие разметки, можно говорить о наличии главной и второстепенной дороги. Произошло столкновение автомобиля, ехавшего по главной дороге, и ребенка-велосипедиста, выехавшего перпендикулярно движению машины с второстепенной дороги.

Ребенок остался с легкими травмами. У автомобиля в результате случившегося повреждены лобовое стекло и бампер, разбита фара. Водитель запросил с родителей мальчика компенсацию в размере 300$ на ремонт машины. Но получил отказ. Родители мотивировали это тем, что водитель сам является виновником аварии, так как не пропустил велосипед, который в данном случае выступал помехой справа.

Владелец машины подал в суд. По итогам рассмотрения дела было вынесено решение полностью удовлетворить требования истца, поскольку ребенок-водитель велосипеда нарушил ПДД.

В своде правил указано, что на нерегулируемых пересечениях велосипедной дорожки и полноценной проездной дороги велосипедист обязан уступить дорогу ТС, движущемуся по дорожному полотну.

Проселочная улочка, по которой ехал мальчик, не была обозначена как дорожка для велосипедистов, но, учитывая явную второстепенность этой дороги, суд посчитал уместным в данной ситуации не придираться к формулировке. Правило помехи справа в данном случае для водителя машины не действовало, т.к. дороги не были равнозначными.

В итоге водитель машины отсудил причитающиеся ему средства на ремонт авто, а также сумму, потраченную на услуги адвоката.

Случай 2

Водитель авто выезжал с автостоянки, расположенной во дворе дома, на проезжую часть, минуя пешеходную зону. В этот момент произошло столкновение с велосипедистом, двигавшимся по тротуару. В результате велосипедист получил травмы средней тяжести, а машина и велосипед получили повреждения.

Автомобилист потребовал от водителя велосипеда возместить ему материальный и моральный ущерб. Истец мотивировал свое требование двумя фактами. Во-первых, обзор ему преграждал забор, огораживающий парковку. Во-вторых, велосипедист был в состоянии алкогольного опьянения и перемещался на своем ТС по тротуару.

По результатам расследования было выяснено, что решетчатое ограждение парковки на самом деле дает полноценный обзор окружающей территории, а потому не может являться помехой для водителей. Что касается действий велосипедиста, то ПДД не запрещает водителям данных ТС передвигаться по тротуару.

Алкогольное опьянение велосипедиста в данном случае не связано причинно-следственными связями с ДТП, так как водитель не мешал движению авто. В то же время водитель авто, согласно ПДД, при выезде со двора на проезжую часть должен был уступить дорогу велосипедисту, движущемуся по тротуару.

Суд рассмотрел материалы дела и принял решение отказать истцу в возмещении и морального, и материального вреда.

Действия водителя после ДТП. Что делать и в каком порядке:

Источник: https://avtozakony.ru/dtp/obshhaya-informaciya/dtp-s-velosipedistom/

Дтп с велосипедистом судебная практика – автоюрист онлайн

Дтп с велосипедистом судебная практика

Экологичный, недорогой, простой в использовании велосипед приобретает всю большую популярность в качестве повседневного транспортного средства. Вместе с этим возрастает и количество аварийных ситуаций с участием велосипедистов. О том, что чаще всего становится причиной дорожных происшествий и как себя вести в случае ДТП с велосипедистом, читайте далее.

Движение навстречу автомобилю

Для всех видов транспортных средств (к которым относится и велосипед) на дорогах размечены полосы движения. Традиционно в нашем регионе используется схема движения по правой полосе. Все виды ТС обязаны придерживаться данного неукоснительного правила, будь то огромная фура или крошечный велосипед.

Соответственно, ситуация, при которой водитель велосипеда едет по полосе навстречу потоку машин, является в корне неправильной и потенциально аварийной. Исход данного ДТП может быть крайне печальным, учитывая скорости движения транспорта по проезжей части.

Дтп (авария) с велосипедистом — на пешеходном переходе, что делать, судебная практика

По правилам дорожного движения велосипедист является водителем транспортного средства, двигаемого за счет мускульной силы.

Следовательно, происшествие на дороге, когда происходит столкновение между автомобилем и велосипедом считается дорожной аварией, для расследования которой необходимо привлечение сотрудников автоинспекции.

ДТП с участие велосипедистов наиболее часто случаются в период с мая по сентябрь, так как именно на это время выпадает высокая активность любителей двухколесного транспорта.

Источник: http://status-avtojurist.ru/dtp-s-velosipedistom-sudebnaya-praktika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.