Евро протоколы

Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

Евро протоколы

Автомобилисты достаточно редко оформляют ДТП без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два транспортных средства.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД.

Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием;
  • прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с Правилами ОСАГО придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в течение 15 дней. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение 5 рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых 15 дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются следующие.

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами.

  1. Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  2. Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_evroprotokol

Как заполнять европротокол – образец

Евро протоколы

Если в аварии участвуют 2 водителя, они пришли к согласию по поводу обстоятельств происшествия, вред жизни и здоровью не причинен и сумма ущерба минимальна, можно приступить к заполнению европротокола по образцу приведенному ниже.

Наверняка ваша ситуация будет отличаться от представленной здесь, тогда вам на помощь придут наши схемы, нарисованные простой шариковой ручкой.

Параллельно даны пояснения для каждого обстоятельства ДТП с указанием пунктов, которые необходимо отметить в бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии (скачать бланк европротокола можно тут). Итак, начнем с изучения фотографии.

Фото пример заполненного европротокола с пошаговой инструкцией и пояснениями

Заполнение бланка европротокола производится на лицевой стороне с использованием самокопирующейся части, чтобы в итоге получилось два экземпляра.

При отсутствии фирменного бланка, если у вас распечатанная форма из интернета, заполнять придется 2 раза одно и тоже, так как и виновник и потерпевший должны предоставить по одной копии извещения о ДТП в свою страховую компанию.

Что же касается нашего образца, то он имеет 18 пунктов на лицевой стороне. Рассмотрим, что писать в каждом из них:

  1. Место ДТП. Тут мы ищем ближайшее строение и смотрим на адрес, указанный на табличке. Также это может быть пересечение улиц (пример: “пересечение улицы Мелиораторов и Мира”). При отсутствии домов, например на трассе подойдут gps-координаты, направление движения из одного населенного пункта в другой, километр шоссе и т.д.
  2. Дата. Пишем дату в цифровом 8-значном выражении, а в очередных 4 клетках указываем приблизительное время происшествия.
  3. Количество поврежденных ТС. В случае с европротоколом в этот пункт всегда проставляется число “2”.
  4. Количество раненых лиц. Европейский протокол подразумевает под собой отсутствие лиц, получивших ранения или вред своему здоровью, поэтому ставим прочерки в извещении.
  5. Освидетельствование на состояние опьянения. Раз мы заполняем европротокол, то естественно на месте ДТП отсутствуют сотрудники ГИБДД, которые могут провести данную операцию, поэтому ставим прочерки, как в образце.
  6. Материальный ущерб. Как и прежде эти пункты являются ключевыми при заполнении данной формы урегулирования инцидента, поэтому в обе клетки ставим “галочки” в клетках “Нет”.
  7. Свидетели ДТП. Этот пункт допустимо игнорировать, так как он заполняется при желании. Однако наличие свидетелей и их контактов в будущем может вам помочь при разборе обстоятельств произошедшего в страховой. Тут пишем фамилию имя и отчество, адрес и номер телефона, предварительно узнав эту информацию у очевидца.
  8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД. Про них уже было сказано, они отсутствуют “де-факто”, поэтому и в этих клеточках указываем “Нет”, а в поле “номер нагрудного знака” ставим прочерк. Дальше каждый из водителей поочередно пишет сведения о себе и своем транспортном средстве в бланке. При этом, неважно, виновник или потерпевший будет указан, как транспортное средство “А” или “В”.
  9. Марка, модель ТС. Предпочтительнее указать данные также, как в вашем полисе ОСАГО. Желательно сравнить информацию со свидетельством о регистрации
  10. Собственник. Следует написать данные о владельце автомобиля, указанные как в СТС, так и в страховке. Им может быть физическое или юридическое лицо (европротокол можно составлять и с юридическими лицами). Заполняем его полное наименование, адрес регистрации и переходим к следующему шагу.
  11. Водитель. Если за рулем находился владелец машины, то просто переписываем данные из предыдущего пункта, дополнив их сведениями из водительского удостоверения, отметив их серию и номер, а также открытые категории и дату выдачи. Когда автомобилем управлял не хозяин дополнительно вписываем наименование документа, дающего право на использование. Это может быть доверенность, договор аренды, путевка и т.д. В ином случае ставим прочерк.
  12. Страховщик. Заполняем его наименование в соответствующую графу, переписываем номер, серию полиса и срок его действия. Многих интересует вопрос, что значит пункт ТС застраховано от ущерба в европротоколе? Ведь оба автомобиля имеют действующий ОСАГО, а это значит, что они по умолчанию должны быть застрахованы. На самом деле все очень просто, он означает наличие КАСКО у одной из сторон. В нашей ситуации ставим отметку в клетку “Нет”.
  13. Место первоначального удара. Тут не придется изобретать велосипед, все очевидно. Стрелку направляем на пострадавший элемент вашего автомобиля. Если удар был скользящий, то в место первоначального столкновения.
  14. Характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов. Заполните этот пункт используя слова “вмятина”, “деформация”, “трещина”, “царапина” применительно к поврежденным элементам ТС. Необязательно, но предпочтительно указать в конце бланк европротокола “возможны скрытые дефекты”, так как вы в спешке можете не заметить какое-либо повреждение.
  15. Замечания. В этой части извещения о ДТП желательно произвести сепарацию и определить степень виновности в ДТП каждого из участников, к примеру как в нашем образце. Если присутствуют сомнения – можно оставить графу пустой. Ниже ставим подпись, обратим внимание, что подпись надо ставить 2 раза в 15 и 18 пункте.
  16. Обстоятельства ДТП. О том, как заполнять 16 пункт европротокола (об обстоятельствах аварии) вы можете посмотреть в нашем разделе схемы ДТП, так как этот пункт вызывает достаточное количество вопросов даже у опытных автовладельцев. Возможно там вы сможете найти именно ваш случай. Не забывайте внизу написать количество отмеченных клеток, чтобы второй участник аварии не внес изменений в извещение о дорожно-транспортном пришествии после того, как вы разъедетесь.
  17. Схема ДТП. Нарисовать её нужно аккуратно, предварительно можно потренироваться на черновике, чтобы придти к консенсусу по поводу её отображения в европейском протоколе. Надо постараться рисовать более подробную схему с указанием разметки, названий улиц, направлением движения и местом контакта ТС во время аварии с отметкой “А” и “Б” на каждом из прямоугольников.
  18. Подписи водителей. Когда все данные сверены, у участников присутствует обоюдное согласие, по поводу обстоятельств ДТП и правильности заполнения европротокола можно поставить заключительный автограф и разъезжаться по своим делам.

Обратную сторону извещения о ДТП (об обстоятельствах) можно заполнить дома, в спокойной обстановке (примеры можно найти перейдя по ссылке).

И виновник и потерпевший должен сделать это на своем образце бланка, после чего обратиться в свою страховую организацию.

Это необходимо сделать обоим в течение 5 рабочих дней, иначе виновнику могут предъявить регресс по ОСАГО, а потерпевшему отказать в выплате.

Источник: https://evroprotokoly.ru/obrazets-zapolneniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.