Европротокол закон

Содержание

Европротокол при дтп ОСАГО 2020.Прямое возмещение убытков по ОСАГО

Европротокол закон

Небольшие ДТП – это неприятная, но естественная часть жизни водителя, и в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, далеко не всем людям хочется часами ждать появления ГИБДД и оформления протокола.

На помощь приходит Европротокол – механизм упрощенного урегулирования в случае аварии, без привлечения сотрудников полиции. Участники происшествия заполняют извещение о ДТП: схему ДТП с указанием всех важных подробностей, которая затем направляется в страховую компанию.

Эта система хорошо известна в европейских странах, однако у нас появилась относительно недавно. Благодаря ней водители могут разобраться в сложившейся ситуации своими силами всего за несколько минут.

Когда можно осуществить упрощённое оформление ДТП?

Оформить Европротокол при дтп ОСАГО 2020 можно лишь при соблюдении обязательных условий:

  • В ДТП участвовало не более двух автомобилей. Стоит заметить, что грузовой автомобиль с прицепом считается за два транспортных средства, оформлять Европротокол в данном случае нельзя;
  • В аварии не пострадал ни один человек, а только их имущество. Это правило распространяется на всех людей, в том числе и пешеходов и пассажиров;
  • Оба водителя располагают полисами ОСАГО, срок действия которых не истёк. деталь, наличие действующего полиса недостаточно, главное, чтобы они были настоящими (нелевыми);
  • Участники ДТП сходятся во мнении касательно причин аварии, перечня повреждений, причинённых транспорту, а также по иным важным вопросам. Главное условие данного пункта, что кто-то из водителей должен признать себя виновным;
  • Виновник в 5 дневный срок обязан предоставить свой автомобиль для осмотра в компанию потерпевшего и передать свою часть извещения о ДТП.

Кроме того, потерпевший должен являться собственником транспортного средства. Таким образом, обязательных условий действительно немного. Подавляющее большинство водителей, которые перемещаются по нашим дорогам, подпадают под них.

Как оформить Европротокол?

Итак, упрощенное оформление позволяет водителям сэкономить своё время и здоровье, обойдясь без обязательного участия ГИБДД. При оформлении полиса каждому из них выдавался «Европротокол»: документ, который является уведомлением (извещением) страховой компании. В случае его заполнения, в нём обязательно должно быть несколько важных пунктов:

  • Обстоятельства ДТП и его причины;
  • Географическое расположение транспортных средств (включая название улицы, номера объектов, расположенных в непосредственной близости к месту аварии);
  • Перечень повреждений и их характер;
  • Подписи обоих участников ДТП, которые выражают их согласие.

Чтобы избежать каких-либо вопросов в дальнейшем, можно также сделать фотографии машин, записать имена и контактные данные свидетелей. Затем Европротокол направляется в страховую компанию, которая изучает его и принимает решение о компенсации вреда. Необходимо помнить, что изменения, исправления в европротокол после его подписи не допускаются.

Какова максимальная величина компенсации по Европротоколу?

Если водители оформили Европротокол при дтп осаго, то максимальная величина убытков, покрываемых страховкой, составит до 50 тысяч рублей. Сделано это для того, чтобы снизить соблазн мошенников поживиться за счёт данной правовой нормы.

Впрочем, не менее двух третей аварий подпадает именно под такую сумму: разбитая фара, помятое крыло, повреждённый бампер, треснувшая решётка радиатора.

Стоит заметить, что если сумма убытков, причинённых в результате ДТП, оформленного без ГИБДД, превысит 50 тысяч рублей, то страховая компания не сможет выйти за установленные законом рамки.

В Москве, Санкт-Петербурге, МО, ЛО по европротоколу можно получить до 400 тыс. руб., если соблюдены все необходимые условия:

  • фото- или видеосъемка ТС;
  • фото- или видеосъемка повреждений на месте ДТП;
  • данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС.

Плюсы и минусы Европротокола

Плюс наверное только один, экономия времени. А вот минусов гораздо больше. Во-первых, трезво оценить ущерб очень сложно, если Вы конечно не оценщик автомобилей.

Во-вторых, если Вы оформили Европротокол, а ущерб составил больше 50 000 рублей, то максимум на что Вы можете рассчитывать это 50 000 рублей и не больше, в суд подавать бессмысленно.

В-третьих, показывая эксперту страховой компании свой автомобиль, нужно еще и показать автомобиль виновника.

Пву осаго. прямое возмещение убытков

С 01.03. 2009 г. у автолюбителей появилась возможность при ДТП, потерпевшему обращаться к своему страховщику, с которым он заключил договор ОСАГО. У пострадавшего есть право предъявить требование о компенсации вреда, причиненного его имуществу, непосредственно своему страховщику, при наличии одновременно следующих условий:

  • в результате аварии ущерб причинен только имуществу;
  • авария произошло при участии двух ТС;
  • оба водителя застрахованы в соответствии с законом об ОСАГО.

Это обязательные условия, разрешающие пострадавшему обращаться за ПВУ.

В каких случаях вызов правоохранительных органов является обязательным?

Помощь ГИБДД не будет лишней в следующих ситуациях:

  • В результате аварии причинён вред здоровью одного из водителей;
  • Стороны ДТП не могут сойтись во мнении касательно причин происшествия;
  • У виновника аварии не имеется полиса ОСАГО, либо адекватность человека вызывает сомнения.

Можно ли получить деньги с виновника ДТП, если страховая компания отказывается оплачивать по ПВУ ОСАГО?

К сожалению, нередки случаи, когда страховая компания, оформившая полис, по тем или иным причинам отказывается возмещать убытки в рамках ПВУ ОСАГО. Юристы могут ссылаться на различные нормы, и спорить с ними – хлопотно и долго.

В этом случае ничто не мешает обратиться напрямую к страховщику виновника ДТП, получив причитающуюся сумму с него. В крайнем случае, у потерпевшего есть право на обращение в суд, который, как правило, занимает позицию водителя.

При этом в судебном порядке можно взыскать и госпошлину, и расходы, потраченные на оформление документов.

Совет

По традиции, в конце статьи небольшой совет: если Вы попали в аварию, всегда вызывайе сотрудников ГИБДД, потому что потом свою правоту, доказать будет проще. Стоит заметить, что подавляющее большинство страховых компаний отказываются от компенсации убытков по ПВУ и направляют потерпевшего в страховую компанию виновника.

Если Вам требуется полис ОСАГО или КАСКО, то мы рады предложить свои услуги. Вам доступен выбор из большого количества страховых продуктов, которые реализуются от проверенных компаний.

Купить полис ОСАГО

Источник: https://polisgid.ru/stati-osago/evroprotokol-i-pvu.html

Европротокол ОСАГО: изменения с 1 ноября 2020 года

Европротокол закон

Закон об ОСАГО с 2002 года претерпел много изменений. В 2018 году вступили в силу изменения закона и Правил страхования ОСАГО, касающиеся правил оформления ДТП по европротоколу, то сеть без обращения в ГИБДД. В результате этих изменений в 2019 году:

  • с 1 октября изменились лимиты выплат по европротоколу;
  • с 1 ноября прошло тестовое оформление европротокола ОСАГО в электронном виде в пяти субъектах РФ.

В 2019 году по новой схеме оформлялись аварии в Московской области, в столице, Татарстане, Ленинградской области и Санкт-Петербурге, а с 1 ноября новшества распространяются на всю страну.

Оформление ДТП по европротоколу ОСАГО с 1.11.2020

С 1 ноября 2020 года оформление извещения о ДТП по европротоколу ОСАГО будет осуществляться:

  • повсеместно;
  • не зависимо от наличия согласия в отношении обстоятельств ДТП или определении виновника;
  • не только для ТС – участников ДТП, принадлежащих физическим лицам, но и для ТС юридических лиц.

Без участия сотрудников ГИБДД сейчас могут оформляться ДТП с максимально возможной выплатой в 400 тыс. руб.

По-прежнему не могут оформляться по европротоколу ДТП:

  • если в нем участвовало более 2 ТС;
  • если у участников нет действующего полиса ОСАГО;
  • есть пострадавшие люди;
  • нанесен урон имуществу третьих лиц.

Наряду с заполнением электронного заявления о ДТП остается возможность заполнения европротокола на бланке вручную. Оформление в электронном виде осуществляется с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Возможность рукописного заполнения оставлена для автолюбителей старшего поколения, которые не привыкли пользоваться мобильными приложениями, вообще не пользуются смартфонами или не зарегистрированы на портале «Госуслуги», а также на случай технических проблем, несогласия сторон при крупных ущербах, при вызове ГИБДД.

В каких случаях лучше вызвать гибдд

Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД существенно экономит время и снижает риск многочасовых пробок, но иногда лучше перестраховаться. Этот совет относится к ситуациям:

  • когда ущерб может оказаться больше 400 тыс. руб. – максимальной выплаты по ОСАГО, и возможно судебное урегулирование части убытка;
  • нет согласия в виновности одного из участников, и ущерб превышает 100 тыс. руб.;
  • водитель одного из ТС не вписан в полис ОСАГО;
  • полис вызывает сомнение в подлинности или не найден в базе РСА (при проверке по сайту или при попытке оформления электронного извещения);
  • один из участников имеет полис КАСКО и предполагает им воспользоваться;
  • если стресс не позволяет заполнить извещение без ошибок.

Если на руках у одного из участников окажется полис компании, у которой отозвана лицензия, то следует обратиться с извещением о ДТП:

Если лицензия отозванаЕсли соблюдены условияпрямого возмещенияЕсли не соблюдены условия прямого возмещения
У страховщика виновникаВ СК потерпевшегоВ РСА
У СК потерпевшегоВ СК виновникаВ СК виновника
У обоих страховщиковВ РСАВ РСА

Извещение заполняется по всем правилам либо в рукописном виде, либо в электронном, с помощью «Помощника ОСАГО». Второй вариант предпочтительнее, так как извещение попадает в базу РСА автоматически, и уже регулятор сам будет решать, кому осуществлять выплату.

Лимиты ответственности при оформлении аварии по европротоколу ОСАГО

Если для пяти регионов, где проводился эксперимент, размер выплат уже в прошлом году был изменен до 400 тыс. руб., то для остальных он не превышал 100 тыс. руб., а до этих изменений составлял 50 тыс.

С 1 ноября текущего года выплата при оформлении европротокола  может доходить до 400 тыс. руб., если участниками выполнены 2 условия:

  • была произведена фотофиксация ДТП и всех повреждений;
  • было достигнуто согласие между сторонами.

Выплата не будет превышать 100 тыс. руб.:

  • если не осуществлялась фотофиксация, но стороны пришли к согласию;
  • или стороны не пришли к согласию о вине или нанесенных повреждениях, но осуществили фотофиксацию происшествия.

При наличии разногласий и отсутствии фотофиксации возмещение по европротоколу не выплачивается.

Причинитель вреда предоставляет в свою страховую компанию экземпляр извещения не позднее, чем в течение 5 суток после аварии.

Желательно, чтобы потерпевший тоже обратился к своему страховщику и написал заявление о прямом возмещении убытка. Если обратились оба, страховщики сами договариваются между собой, кто оформит выплату.

При оформлении аварии по европротоколу оба участника не должны приступать к ремонту ТС в течение 15 календарных дней после ДТП, которые считаются без учета праздничных дней.

Это правило введено для того, чтобы страховщик мог осмотреть оба автомобиля, если у него возникнут подозрения в инсценировке ДТП или искажении его обстоятельств.

Приложение дает возможности:

  • заполнить электронное извещение о ДТП;
  • переслать его в АИС РСА, откуда оно поступит страховщику;
  • произвести фотосъемку повреждений на обоих автомобилях;
  • переслать их так же, как и извещение;
  • сфотографировать повреждения и переслать их в АИС без электронного заполнения извещения (когда оформляется бумажный бланк).

Воспользоваться «Помощником ОСАГО» могут только те, у кого есть подтвержденная учетная запись на портале госуслуг.  Поэтому желательно проделать это заблаговременно. На многие вопросы по заполнению европротокола с помощью приложения можно найти на странице сайта РСА.

Кроме «Помощника» есть приложение «ДТП.Европротокол», но оно упрощает оформление ДТП, а не оформляет и не передает страховщикам извещения о ДТП, поэтому придется все равно прийти в страховую компанию с извещением.

«Помощник ОСАГО» называют суперсервисом, потому что он полностью автоматизирует процесс оформления по европротоколу.

При этом его установки достаточно на смартфоне одного из участников при условии, что второй тоже зарегистрирован на «Госуслугах».

Последовательность действий при оформлении ДТП с помощью «Помощника»

После авторизации с помощью учетной записи на сервисе «Госуслуги» тот из участников, у кого есть приложение:

  • нажимает кнопку «ДТП», отвечает на вопросы; при соблюдении всех условий европротокола переходит к работе с приложением «Помощник»;
  • проверяет уже имеющиеся данные о своем полисе ОСАГО;
  • вводит данные о серии и номере полиса ОСАГО второго участника, после чего оба полиса проверяются по информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО); если оба полиса действительны, проверяется подтвержденная учетная запись второго участника на «Госуслугах»;
  • вводит перечни повреждений каждого из ТС;
  • выбирает вариант оформления в зависимости от того, будет ли проведена фотофиксация или нет;
  • если выбран вариант с фотографированием, фото с места ДТП с повреждениями отправляет в АИС ОСАГО;
  • составляет со вторым участником схему происшествия, фотографирует ее и тоже отправляет в АИС;
  • описывает обстоятельства ДТП;
  • подписывает в приложении готовое извещение от ДТП.

Данные о времени и месте ДТП автоматически заносятся со смартфона. После этого извещение в электронной форме высылается второму участнику в браузер «Госуслуг». После проверки заполнения извещения он либо подписывает ее, либо отклоняет, если с чем-то не согласен.

Если второй участник не согласился с заполнением, первому участнику на приложение высылается извещение на исправление. Эта процедура возможна только однократно.

После исправления ошибок извещение снова пересылается второму участнику на подписание, после чего электронное извещение передается в АИС.

После этого в приложение поступает уведомление о завершении процедуры оформления и присвоенном номере регистрации.

Если второй участник не согласен с виновностью или обстоятельствами ДТП, то извещения придется заполнять вручную, но тогда выплата не будет превышать 100 000 рублей. Если виновник так и не будет определен, выплату могут поделить поровну или пропорционально полученному ущербу. Когда согласия нет, а сумма ущерба более значительна, следует обратиться в ГИБДД.

Если заполнение электронного извещения невозможно или оно прервалось или не завершилось получением номера в АИС по техническим причинам, придется перейти к заполнению бумажного бланка, который должен быть доставлен виновником в свою страховую компанию в течение 5 дней (или потерпевшим – в свою для прямого урегулирования убытка).

Заполнение электронного извещения с помощью помощника отнимает около 15 минут, если нет технических проблем с интернетом или связью с информационной системой РСА.

Если полис второго участника в базе данных не найден или его данные не соответствуют предъявленному полису, следует прервать процедуру оформления и вызвать ГИБДД.

Как проводить фотофиксацию

По извещению о ДТП с фиксацией выплата может составить до 400 тыс. руб., а без фотографий – до 100, поэтому важно правильно провести эту процедуру.  Для каждой автомашины:

  • делается снимок, на котором, кроме ТС, видны неперемещаемые объекты инфраструктуры и при наличии – следы торможения;
  • фотографируется регистрационный знак;
  • делаются снимки всех поврежденных элементов кузова и внутренних узлов и деталей, если они повреждены и видны.

При съемке вертикальных поверхностей оптическую ось объектива следует располагать горизонтально.

Все страховые компании выдают в момент оформления полиса страхователям бланки извещения о ДТП, которые следует заполнить на месте аварии. Особенно тщательно это нужно делать, если происшествие оформляется по европротоколу, то есть без ГИБДД, так как участники ДТП могут больше не встретиться, чтобы исправить ошибки или неточности.

Если полис был оформлен в электронном виде без посещения страховой компании, бланк можно скачать с сайта компании или РСА, после чего его следует распечатать и возить с собой.

Двойной бланк заполняется сначала с лицевой стороны, на которой описываются обстоятельства аварии, а потом с оборотной, где отражаются дополнительные сведения. Если бланки распечатаны дома, заполняется 2 экземпляра.

Подробная информация о порядке заполнения Извещения о ДТП.

На лицевой стороне бланка заносится информация:

  • о месте ДТП (адрес или название трассы и километр);
  • о дате и времени происшествия;
  • количестве ТС с повреждениями (не больше двух);
  • об отсутствии пострадавших;
  • о том, что освидетельствование не проводилось, сотрудники ГИБДД не привлекались;
  • о поврежденных личных вещах, находившихся в машине;
  • о свидетелях, если таковые были, с указанием контактов;
  • об автомобилях, водителях, страховщиках;
  • о страховых полисах (серии, номере, сроках действия);
  • о повреждениях каждого ТС.

После этого описывается ДТП и составляется его подробная схема в момент первого удара с описанием:

  • участка дороги (километра, улицы, номеров близлежащих домов, разметки, светофоров, дорожных знаков);
  • местоположения автомобилей А и В (в виде прямоугольников);
  • направления движения обоих ТС стрелками;
  • места удара крестиком;
  • следов торможения (желательно);
  • других важных деталей, относящихся к ДТП (ям, внезапно появившихся пешеходов и пр.).

Под схемой следует дать описание примененным символам. После этого двойной бланк делится на два (или переворачивается, если каждый заполняет распечатанный ранее бланк). На обороте бланка каждый водитель отдельно описывает:

  • обстоятельства ДТП со своей точки зрения;
  • кто был за рулем во время аварии;
  • есть ли фотофиксация или видео с места происшествия;
  • повреждения личных вещей, если они были получены в ДТП.

Если обе стороны  согласны с определением виновности, они должны написать об этом при описании обстоятельств ДТП. Виновник на обоих экземплярах  пишет, что признает свою вину, согласен с перечнем нанесенных повреждений и ставит подпись.

Если у сторон есть разногласия, на обоих экземплярах делается запись, например, о том, что второй участник вину не признает или считает, что какие-либо повреждения к данному ДТП не относятся. Запись заверяется подписью второй стороны.

Если на бланке производились исправления, они должны заверяться подписями обоих участников. Правильное заполнение Европротокола – гарантия получения выплат потерпевшей стороной.

Calmins.com©

Источники: rg.ru, play.google.com, autoins.ru, garant.ru, drom.ru, calmins.com, autoins.ru, zen.yandex.ru, rg.ru, drive2.ru, vc.ru, avtospravochnaya.com, avtospravochnaya.com, kommersant.ru, ridus.ru, tinkoff.ru, evroprotokoly.ru

Источник: https://calmins.com/evroprotokol-osago-izmeneniya-s-1-noyabrya-2020-goda/

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается

Европротокол закон

С 11 октября действуют положения, регламентирующие порядок предоставления страховщику сведений о ДТП, оформленном без участия сотрудников Госавтоинспекции – по так называемому европротоколу (постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002).

А чуть раньше, в августе, по европротоколу был увеличен размер страхового возмещения.

Рассмотрим, когда можно оформить ДТП, не вызывая сотрудников ГИБДД, в каких случаях можно претендовать на страховое возмещение в увеличенном размере и как правильно предоставить страховщику информацию об аварии.

Европротокол по-нашему

Оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции водители могут уже несколько лет – с 2009 года (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ).

К слову, на Западе с европротоколом знакомы еще дольше – такая система действует в Италии, Греции, Бельгии, Испании, Германии и других странах, а, к примеру, во Франции участники ДТП самостоятельно заполняют документы уже с 1970-х годов. Кстати, за рубежом большую часть ДТП оформляют именно таким образом.  

НАША СПРАВКА

Европротокол – упрощенный порядок оформления ДТП силами водителей без участия сотрудников Госавтоинспекции. Кроме того, европротоколом называют сам бланк извещения о ДТП, который используется при оформлении аварии в упрощенном порядке.

В России, однако, подобная практика явно не прижилась – по данным Российского Союза Автостраховщиков, в прошлом году доля обращений к страховщикам по европротоколу составила всего 9%.

Является ли тому причиной желание перестраховаться и переложить ответственность за оформление документов на сотрудника Госавтоинспекции или все дело в опасениях, что размер ущерба выйдет за рамки установленного лимита страховой выплаты, но ясно одно – самостоятельно оформлять ДТП водители не спешат. 

Европротокол призван снизить количество пробок, вызванных многочисленными авариями, и ускорить процесс оформления документов, поэтому законодатель решил немного “оживить” эту практику и со 2 августа вдвое увеличил лимит страхового возмещения по европротоколу – с 25 тыс. до 50 тыс. руб. (п. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – закон об ОСАГО). Но для четырех регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) лимит страхового возмещения с 1 октября был увеличен до 400 тыс. руб. – при этом неважно, в каком регионе был выдан полис ОСАГО, значение имеет только то, что ДТП произошло на территории одного из этих регионов (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Однако стоит иметь в виду, что для получения увеличенного страхового возмещения полисы ОСАГО у обоих водителей должны быть оформлены после 1 августа текущего года (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Во всех остальных случаях, максимальная сумма, на которую могут претендовать водители, составит 25 тыс. руб.

МНЕНИЕ

Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей:

“По данным Российского Союза Автостраховщиков, европротоколом за прошлый год воспользовались всего 9% автовладельцев. На наш взгляд, это связано с отсутствием уверенности в гарантированном возмещении страховой компанией нанесенного ущерба в полном объеме.

Следующим фактором, заставляющим потерпевших регистрировать ДТП в присутствии сотрудников Госавтоинспекции, является боязнь получить отказ от страховщика в выплате возмещения из-за ошибки при оформлении бланка извещения.

Также в случае отказа у потерпевшего на руках не будет документов, с помощью которых можно взыскать ущерб с виновника. И в ближайшее время ситуация с европротоколом существенно не изменится”.

Оформляем европротокол: порядок действий

Прежде чем оформлять ДТП самостоятельно, водителям нужно убедиться, что для этого есть все основания. Вызывать сотрудников ГИБДД необязательно, если:

  • в ДТП участвовало только два автомобиля;
  • вред причинен исключительно транспортным средствам;
  • гражданская ответственность обоих водителей застрахована (у каждого из них должен быть полис ОСАГО, в котором он должен быть указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством);
  • у участников нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП – вины водителей, характера повреждений, размера ущерба и т. д. (п. 1 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Если возникнут сомнения в том, что размер ущерба может превысить установленный законом лимит страхового возмещения, лучше вызвать сотрудников Госавтоинспекции и зафиксировать ДТП в общем порядке.

А что, если один из автомобилей зарегистрирован не в России? Препятствием для оформления европротокола это не будет.

Главное, чтобы гражданская ответственность этого водителя была застрахована по системе “Зеленая карта” (распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р “О национальном страховом бюро “Зеленая карта”).

За более подробной информацией участники ДТП могут обратиться в Информационный центр “Зеленая карта” РСА по бесплатному телефону +7(495)641-27-87.

СОВЕТ

При возникновении вопросов относительно оформления европротокола водитель может обратиться за помощью в Российский Союз Автостраховщиков. Для этого можно посетить сайт организации, позвонить на бесплатную горячую линию 8-800-200-2275 или обратиться за помощью по телефонам +7(495)641-27-85 (для жителей Москвы и Московской области) и +7(495)771-69-44 (для жителей других регионов).

Итак, произошло ДТП – столкнулись два автомобиля, и водители решили зафиксировать аварию по европротоколу. Рассмотрим последовательность действий.

Шаг 1. Прежде всего, нужно поставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м (если авария произошла вне населенного пункта – не менее 30 м) от автомобиля (п. 7.

2 ПДД) и постараться обеспечить сохранность всех следов ДТП – не следует перемещать транспортные средства, трогать место столкновения, стирать следы шин и т. д.).

Переместить автомобили можно будет только после того, как водители зарисуют в извещении схему ДТП, а при необходимости сделают фото- или видеозаписи.

Шаг 2. Если на месте происшествия есть свидетели ДТП, необходимо собрать и сохранить их контактные данные.

Шаг 3. Самая ответственная часть – нужно заполнить извещение о ДТП. Бланки извещений выдаются каждому из страхователей в момент заключения договора ОСАГО. На сайте Российского Союза Автостраховщиков есть подробные рекомендации по заполнению извещений для минимизации ошибок.

Водители должны оформить одно извещение (первый вносит записи в колонку “А”, второй — в колонку “Б”), а затем подписывают и разъединяют заполненные бланки.

После чего каждый из водителей забирает свой экземпляр и заполняет его оборотную сторону.

Правки, внесенные в извещение о ДТП уже после того, как бланки были заполнены, нужно заверить подписями обоих водителей – это поможет избежать претензий со стороны страховщиков.

Шаг 4. Если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, и водители претендуют на получение повышенного страхового возмещения (до 400 тыс. руб.

), появляются дополнительные требования к оформлению происшествия. Так, в течение 60 минут после ДТП следует зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки его обстоятельства (п.

3 Правил предоставления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику). Необходимо обязательно зафиксировать изображения:

  • регистрационных знаков автомобилей (или при их отсутствии – VIN);
  • мест повреждения транспортного средства;
  • взаимного расположения автомобилей с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры (эстакада, тоннель, мост, автобусная остановка и т. д.);
  • следы торможения;
  • регистрационных знаков автомобилей, принадлежащих свидетелям ДТП (при их наличии).

Однако пока непонятно, какие именно технические устройства могут использовать водители для фиксации обстоятельств ДТП. С одной стороны, закон об ОСАГО обязывает участников аварии не только провести фото- или видеосъемку, но и зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС (п. 5 ст. 11.

1 закона об ОСАГО). Логично предположить, что такими средствами могут быть обычные навигаторы. Иными словами, можно сделать фото- и видеозапись с помощью фотоаппарата, видеокамеры или иного устройства, а сведения о координатах аварии зафиксировать с помощью навигатора (правда, для этого навигатор должен быть оснащен GPS-трекером).

 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Владельцы транспортных средств не имеют права ремонтировать или утилизировать свои автомобили без письменного согласия на то со стороны их страховой компании в течение 15 суток после ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней) (абз. 2 п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

С другой стороны, на подзаконном уровне требования к фиксации данных о ДТП сформулированы по-другому: технические средства должны регистрировать одновременно дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты этого средства (п.

1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации).

Получается, что речь идет не о нескольких, а об одном техническом устройстве – например, видеорегистраторе со встроенной системой навигации.

В Российском Союзе Автостраховщиков нашему порталу пояснили, что фото- и видеосъемку можно провести с помощью видеорегистратора, а координаты ДТП зафиксировать с использованием навигатора.

Не все так просто и с определением применимой системы навигации. Закон об ОСАГО предписывает использовать устройства, использующие систему ГЛОНАСС или систему ГЛОНАСС совместно с иными навигационными системами (п. 5 ст. 11.

1 закона об ОСАГО). А подзаконный акт допускает применение устройств, которые используют систему ГЛОНАСС или иную навигационную систему (пп. “б” п.

1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации).

Таким образом, является ли использование именно ГЛОНАСС решающим фактором при фиксации обстоятельств ДТП или нет (и можно использовать, например, навигационную систему GPS), пока не очень ясно.

Если обстоятельства ДТП не будут должным образом зафиксированы, применению подлежит общее правило: лимит страховой выплаты составит 25 тыс. или 50 тыс. руб. (п.п. 4-5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Важно, что фото- и видеозаписи, которыми зафиксирован факт ДТП, не должны подвергаться какой-либо обработке. Некорректируемость информации, предоставленной водителями, является ключевым условием для получения расширенного страхового возмещения (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Однако действующее законодательство не уточняет, какая информация может считаться корректированной. В своем обращении к страховым организациям от 13 октября 2014 г.

№ И-52804 Российский Союз Автостраховщиков делает вывод: в связи с отсутствием правового определения корректируемости информации под коррекцией можно понимать любую перезапись файла на другой носитель, архивирование, а также смену имени или расширения файла.

Таким образом, водителям следует иметь в виду, что даже самое незначительное действие с файлом может повлечь за собой отказ в выплате страхового возмещения.

СОВЕТ

Фиксируя обстоятельства ДТП, водители могут ориентироваться на требования к фотосъемке поврежденного транспортного средства с наглядными схемами, а также типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства, которые можно найти в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П.

БЛАНК

Претензия в страховую компанию

Другие бланки 

Шаг 5. В течение пяти рабочих дней после аварии участники ДТП должны направить в страховые компании, где застрахована их гражданская ответственность, свои части бланка извещений (п. 2 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

При этом потерпевшему вместе с извещением нужно передать еще и заявление о прямом возмещении убытков (как правило, у каждой страховой компании есть свои бланки таких заявлений).

Направить все документы страховщику можно по почте, но лучше всего привезти их лично и сохранить свой экземпляр заявления с отметкой о принятии. При этом, если виновник не представил извещение в свою страховую, это не будет основанием для отказа в выплате потерпевшему страхового возмещения (п. 2 ст. 11.1, п. 25 ст.

12, ст. 14.1 закона об ОСАГО). При необходимости по запросу страховщиков участники ДТП обязаны предоставить свои автомобили для осмотра в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования (п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО). 

НАША СПРАВКА

Прямое возмещение убытков – это возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое страховщиком, который застраховал его гражданскую ответственность (ст. 1, ст. 14.1 закона об ОСАГО).

Начальник отдела правового контроля и взаимодействия с государственными органами Центра правового обеспечения страховой компании Allianz Вера Ершова напоминает, что заявления по европротоколу рассматриваются в том же порядке, что и обычные заявления о возмещении убытков по ОСАГО – разница только в наборе документов (для европротокола не требуются справка о ДТП, а также протокол и/или постановление о ДТП). 

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать госпошлину при обращении в суд общей юрисдикции или арбитражный суд можно с помощью нашего калькулятора.

Шаг 6. Срок рассмотрения заявлений составляет 20 календарных дней с момента их поступления (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В течение этого срока страховая компания обязана выплатить ему страховое возмещение или выдать направление на ремонт транспортного средства либо направить в письменном виде мотивированное извещение об отказе в выплате (п. 4.

22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Если потерпевший не согласен с суммой возмещения или отказом в его выплате, ему необходимо написать мотивированную претензию в страховую компанию о пересмотре принятого решения.

“Стоит обратить внимание на то, что Банком России была утверждена единая методика определения размера расходов на восстановление поврежденного автомобиля, и, чтобы оспорить сумму выплаты, потерпевшему надо доказать, что страховая компания отступила от этой единой методики и неверно произвела расчет.

Отказ в удовлетворении претензии возможно затем оспорить в судебном порядке, однако, не имея четкой доказательственной базы, можно потерять не только время, но и деньги на оплату судебных издержек (госпошлина, оплата услуг юриста и т. д.)”, – отмечает Вера Ершова.

Источник: https://www.garant.ru/article/585808/

Произошло ДТП: в каких случаях и как оформляют Европртокол участники аварии?

Европротокол закон

Процедура под названием Европротокол подразумевает упрощённый порядок оформления лёгких ДТП самими его участниками. Вызов на место аварии сотрудников ГИБДД в этом случае не требуется.

Заполнение бланка Европротокола (извещения о ДТП) позволяет, не тратя лишнего времени, оформить ДТП и убрать автомобили с дороги, не создавая помех дорожному движению.

В статье можно прочитать про то, в каких случаях заполняется Европротокол и как правильно оформляется, также о других нюансах.

Когда люди могут составить протокол о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно?

Правильно заполненный бланк извещения о ДТП даёт основание потерпевшей стороне получить положенную выплату по страховому полису. Процедура Европротокола регулируется ст. 11.1 Федерального Закона «Об ОСАГО» N 40-ФЗ. Законом предусмотрен чёткий свод правил: в каких случаях участниками составляется Европротокол при ДТП, а в каких эта возможность исключена.

Оформление упрощённой процедуры фиксации ДТП возможно, если:

  1. ДТП стало результатом столкновения двух транспортных средств (включая ТС с прицепами: такое ТС рассматривается как единое транспортное средство).
  2. В результате ДТП вред был нанесён только двум транспортным средствам. В результате аварии нет травмированных или погибших людей, нет ущерба иным транспортным средствам или любому другому имуществу.
  3. Оба водителя имеют страховой полис ОСАГО либо (для ТС, зарегистрированного за рубежом) иностранный договор страхования «Зелёная карта» на то транспортное средство, которое приняло участие в ДТП.
  4. Оба водителя согласны оформить ДТП по процедуре Европротокола, не имеют разногласий по поводу видимых повреждений автомобилей и того, кто стал виновником ДТП.

Что делать, если хотя бы одно из условий оформления не соблюдается?

Все условия – обязательны. Процедура Европротокола не используется, если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, например:

  • водители имеют спор по поводу того, кто виноват в аварии;
  • один из водителей настаивает на вызове полицейских;
  • в ДТП пострадали люди или нанесён ущерб более чем двум автомобилям и т.д.

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и не покидать место происшествия до их прибытия. Если есть потерпевшие – вызвать «Скорую», по возможности – оказать первую помощь. Не менять ничего на месте аварии: для дальнейшего расследования нужно сохранить полную картину случившегося.

Размер ущерба

Справка! С 01.06.2018 г. вступил в силу Федеральный закон №448-ФЗ, согласно ему выплата по Европротоколу увеличена до 100 000 р.

Если авария случилась в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области – потерпевший может получить до 400 000 рублей.

Полис ОСАГО может быть оформлен в любом из регионов. Однако требуется соблюдение дополнительного условия. Транспортные средства должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и место ДТП с применением глобальных навигационных спутниковых систем: ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами.

Необходимо понимать, что 100 000 рублей – это небольшая сумма, которой хватит только на незначительный ремонт. Допустим, если разбита фара или слегка поцарапано крыло – покрыть затраты страховой выплатой несложно. Но что делать, если сумма ущерба европротокола превысила сумму выплаты по страховке? Подробнее о страховых выплатах по ОСАГО по Европротоколу при ДТП узнайте тут.

Если ущерб оказался больше 100 000 рублей

Сразу после аварии автовладельцу нужно в общих чертах оценить повреждения машины. Несложно прикинуть хотя бы «на глазок», в соответствии со здравым смыслом. Если ущерб велик, то соглашаться на фиксацию аварии Европротоколом не следует.

Нужно вызвать ГИБДД и затем подавать в страховую компанию документы, оформленные уполномоченными сотрудниками полиции. Максимальная сумма ущерба по европротоколу ОСАГО согласно ст.

7 № 40-ФЗ для возмещения ущерба транспортному средству потерпевшего составит 400 000 рублей.

Федеральный Закон «Об ОСАГО» №40-ФЗ также предусматривает ситуацию, когда потерпевший оформил Европротокол, но сумма фактического ущерба оказалась выше суммы страхового возмещения по данной процедуре. В п.

23 ст.12 данного нормативно-правового акта сказано: «С лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Можно прийти к соглашению с виновником ДТП, чтобы тот добровольно возместил недостающую сумму на ремонт авто. Если он отказывает – потерпевший имеет право обратиться с исковым требованием в суд.

Как оформить?

  1. Остановиться и выставить, согласно ПДД, знак аварийной остановки.
  2. Если есть свидетели, нужно попросить их оставить свои данные и контакты для внесения в бланк. Это пригодится, если будут дополнительные разбирательства.
  3. Бланк извещения о ДТП, полученный в страховой компании, заполняют один на двоих оба участника автоаварии.

    Заполнять необходимо шариковой ручкой. Каждый из водителей выбирает любую колонку в документе («А» или «В») и вносит информацию о своём транспортном средстве.

  4. Вначале заполняется лицевая сторона бланка извещения о ДТП. В её графы потребуется внести информацию об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, описание видимых повреждений автомобиля, обстоятельства аварии и т.д.

  5. Предельно внимательно нужно заполнить пункт 14. Описание видимых повреждений должно быть лаконичным, но полным и доскональным. Обратите внимание на то, чтобы другой участник ДТП не вписал туда лишних повреждений авто, которые не являются результатом данной аварии. Визуально незаметные повреждения при их наличии будут описаны экспертами.

  6. Если необходимо вписать какие-то дополнительные сведения о происшествии, используется пункт 15.
  7. Вдумчиво нужно заполнить пункт 16: правильно отметить в специальных графах все обстоятельства ДТП и затем вписать их итоговое количество в отдельной клетке. Не путайте «стоянку» и «остановку» (например, на красный сигнал светофора).
  8. Пункт 17 – составление схемы ДТП.

    Понадобится нарисовать контуры дороги, по которой производилось движение (с названиями улиц, номером трассы и т.д.), указать направление движения, итоговое положение транспортных средств «А» и «Б». Обязательно нужно указать на схеме разметку, дорожные знаки, светофоры, другие объекты, которые имеют отношение к данной автоаварии.

  9. Затем оба водителя разделяют листы бланка Европротокола. Они ставят подписи в пункте 18, а также проставляют свои подписи на обоих листах своего экземпляра извещения о ДТП с лицевой стороны.
  10. После этого каждый участник ДТП заполняет свою часть бланка с оборотной стороны.

    Здесь в специальных клетках указывается дополнительная информация об аварии и транспортных средствах.Важно! Эти графы заполняются максимально полно. Если не хватило места – нужно продолжить на обычном чистом листе, добавив на нём пометку «с приложением» и написав, к чему относится это приложение, указав составителей и заверив его подписями обоих участников ДТП.

    Заполнять надо чётким разборчивым почерком, желательно – печатными буквами. В оставшихся пустыми графах проставьте большую букву Z (либо в каждой графе поставьте «нет» или прочерк). Бланк должен быть чистым, в хорошем состоянии.

  11. Если возникла необходимость дополнить сведения в извещении после того, как бланк подписали и разъединили, то оба участника ДТП заверяют корректировки подписями.
  12. Хорошо, если есть возможность сделать фотоснимки места аварии. Снять нужно:
    • общий план места происшествия;
    • следы торможения, места, отлетевшие во время аварии элементы ТС, разбитые стекла и т.д;
    • оба автомобиля со всех сторон крупно (с номерами);
    • видимые повреждения авто.

  13. Непременно сохраните запись с видеорегистратора.
  14. После заполнения бланка Европротокола, можно уезжать с места ДТП и обращаться в страховую компанию за выплатой ущерба (о том, что делать после составления Европротокола, куда обращаться, узнайте в этой статье) .

Подробнее об извещении о ДТП, о порядке и правилах его заполнения можно узнать в отдельной статье.

  • Скачать бланк Европротокола
  • Скачать образец Европротокола

Процедура Европротокола облегчает процесс фиксации лёгких аварий. Оформление такого бланка – экономия времени для обоих водителей. Есть и ещё один нюанс. Сотрудники ГИБДД на место аварии не выезжают. Значит, права не «отберут», даже если водитель допустил нарушение ПДД, за которое предусмотрена такая мера ответственности.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/dtp/oformlenie/evroprotokol/usloviya-ofor.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.