Европротокол

Содержание

Европротокол: применять или не рисковать?

Европротокол

Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую.

Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей).

Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия.

На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку.

ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО.

Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части.

Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

Нервопротокол

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс.

рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России).

Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять.

Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае.

Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников.

Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России.

Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА.

Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин.

В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка.

Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение.

Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП.

«ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

«​Жертв нет? Разбирайтесь сами!»

С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

Итак, что необходимо сделать при ДТП:

1. Убедиться, что все живы и здоровы.

2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

5. Сообщить страховщику о случившемся.

6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс.

рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде.

Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10881712

Оформление ДТП по Европротоколу в 2020 году с полисом ОСАГО

Европротокол

Сегодня мы разберем детали оформления ДТП по Европротоколу при наличии полиса ОСАГО.

Эту информацию важно знать, и донести до всех страхователей, так как Европротокол имеет ряд ограничений, если их не соблюдать, то позднее вам могут отказать в выплате или подать на вас в суд и взыскать с вас убытки по ДТП.

Как выглядит Европротокол

Что такое Европротокол ОСАГО

Европротокол — это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции.

Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции.

Ограничения Европротокола

Европротокол имеет следующий ограничения, если хотя бы одно из условий не соблюдается, оформить Европротокол нельзя, и вам нужно вызывать ГИБДД.

  • в ДТП нет пострадавших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис «Зеленая карта», выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать Европротокол;
  • оба водителя согласны с тем, кто является виновником, а кто является потерпевшим

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

Что нужно сделать сразу после ДТП?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства.

Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  • Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
  • Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
  1. не менее 15 м от ТС — при остановке на территории населенного пункта;
  2. не менее 30 м от ТС — при остановке вне территории населенного пункта.
  • Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.
  • Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
  • Заполнить бланки извещения о ДТП
  • Уведомить страховую компанию виновника ДТП, и пострадавшего в ДТП втечение60минутпослеДТП. Официальные рекомендации требуют уведомить только компанию виновника, однако лучше подстраховаться и позвонить в обе компании, звонки будут зафиксированы и это поможет вам в дальнейшем. При звонке необходимо сообщить следующее
  1. ФИО, серию и номер полиса, страховую компанию, телефон, адрес и место ДТП, обстоятельства случившегося, повреждения автомобилей.
  2. Будьте внимательны! Когда называете повреждения, лучше всего их дополнить фразой, а также возможны скрытые повреждения, которые я не могу установить визуально, тоже самое необходимо вписать в бланк Европротокола, так как потом может оказаться, что у вас после аварии есть внутренние повреждения шасси, но добавить их даже после результатов экспертизы уже будет нельзя, так как вы сами написали и озвучили окончательный список повреждений и заверили их своей подписью.
  3. По окончанию звонка попросите номер обращения, и запишите себе номер обращения в страховую компанию и дату и время звонка, это поможет в спорных ситуациях.
  4. Если не позвонить в страховую компанию, то затем они могут отказать в выплате по этому ДТП

На какую сумму возмещения я могу рассчитывать по Европротоколу?

В случае оформления ДТП по Европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей — это стандартный лимит выплат при оформлении ДТП по Европротоколу, если ДТП не зафиксировано с помощью технических средств (звонок по телефону не является фактом фиксации с помощью специальных технических средств) либо зафиксировано, но у участников ДТП есть разногласия;
  • до 400 тысяч рублей — это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по Европротоколу, если у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, и ДТП зафиксировано с помощью технических средств. Такими техническими средствами фиксации являются: устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам КАСКО.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

Как заполнить бумажный Европротокол?

Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется одно извещение о ДТП. Кому оно будет принадлежать — вам или второму водителю — не имеет значения;
  • извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон. Лицевая сторона — самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями;
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно читаемо, нужно заполнить новое;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.

Скачать бланк Европротокола: https://autoins.ru/osago/%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%94%D0%A2%D0%9F%20%D1%81%2001%2006%202018.docx

Нужно ли после оформления ДТП по Европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору КАСКО при оформлении ДТП по Европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

Что делать после того, как ДТП оформлено?

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия по Европротоколу, вы должны в течение пяти дней передать (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) в свою страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.

Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.

Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Источник: https://zen.yandex.com/media/agentbroker/oformlenie-dtp-po-evroprotokolu-v-2020-godu-s-polisom-osago-5f4764f2ca90bb1dc76028aa

Что такое Европротокол и как его правильно заполнять?

Европротокол

Обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в России в 2003 году.

Его основная задача – обеспечить финансовую защиту потерпевших в ДТП и ускорить выплату им материальной компенсации, необходимой для лечения и ремонта поврежденного имущества.

С 2009 года для оформления незначительных аварий начала применяться процедура Европротокола, которая позволяет оформить все необходимые документы без участия сотрудников ГИБДД (ГАИ). Рассмотрим, что это значит и как оформляется.

Что это такое, каким образом отличается от извещения об аварии?

Европротоколом называется процедура оформления аварии без участия уполномоченных сотрудников государственных органов. Использование данной процедуры согласно ст. 11.

1 ФЗ-40 позволяет сэкономить время для водителей при заполнении всех необходимых бумаг, быстрее освободить проезжую часть и не мешать другим участникам движения, а также снизить нагрузку на сотрудников ГИБДД.

Перед введением процедуры Европротокола был изучен положительный опыт европейских стран: Франции, Бельгии и Германии, отсюда проистекает название. Страховщики в свою очередь обязаны производить выплаты по ОСАГО без справки от дорожной полиции, принимая ту документацию, которую оформили сами водители.

Справка! В России для оформления аварии по упрощенной схеме используется стандартный бланк извещения о ДТП.

Таким образом, извещение – это бланк, который должен быть заполнен и передан в страховую компанию, а Европротокол – это процедура упрощенного оформления, которая включает в себя не только заполнение извещения, но и ряд других действий.

Подробнее об извещении о ДТП при оформлении Европротокола без сотрудников ГИБДД узнайте в этом материале.

Преимущества и недостатки

К числу преимуществ оформления по упрощенной схеме можно отнести:

  1. Относительная быстрота. Водителям нет необходимости ждать приезда сотрудников ГИБДД или самим ехать в отделение и стоять в очередях. Все документы оформляются на месте и с ними сразу можно ехать в страховую компанию.
  2. Если авария произошла в результате нарушения ПДД виновником, это не будет зафиксировано и не придется оплачивать штраф.
  3. Потерпевший обращается за получением выплаты в свою страховую компанию. Это обеспечивает лояльное отношение со стороны страховщика, ведь в данной ситуации они работают со своим же клиентом, которого невыгодно потерять из-за проволочек или непрофессионального отношения сотрудников.
  4. Позволяет разгрузить сотрудников ГИБДД. Они выезжают только на серьезные происшествия с большим количеством поврежденных автомобилей или с наличием пострадавших, и могут прибыть на место быстрее.

Однако есть у Европротокола немалое количество недостатков или подводных камней:

  • Оформление «по упрощенке» возможно лишь в том случае, когда водители единогласны во мнении кто является потерпевшим, а кто – виновником ДТП. В противном случае к заполнению документов придется привлекать сотрудников дорожной полиции.
  • Применяется только для тех аварий, где участвовало не более двух автомобилей.
  • Сложность в оценке причиненного ущерба. Автолюбителям сложно на месте оценить, уложится ли ремонт транспортного средства в эту сумму, особенно когда речь идет о дорогих авто.
  • Отсутствие у большинства водителей знаний о необходимых документах для получения выплаты, а также опыта в заполнении извещения о ДТП. Это приводит к большому количеству ошибок, необходимости участникам ДТП встречаться еще раз, а также к возможным отказам в выплате со стороны страховой компании.
  • Ограничения во времени. Оба участника аварии обязаны обратиться в свои страховые компании в срок до 5 рабочих дней согласно п. 10 ст. 12 ФЗ-40. Больше нюансов о сроке подачи Европротокола в страховую компанию, а также что будет, если участниками аварии пропущено время действия бумаги, узнайте в этой статье.

Условия применения при дорожно-транспортном происшествии

Для того чтобы можно было использовать Европротокол, должны быть выполнены следующие важные условия:

  1. В ДТП нет погибших или пострадавших, вред причинен только имуществу.
  2. Никто из водителей-участников аварии не находился под действием алкоголя, наркотических или психотропных веществ.
  3. Оба транспортных средства застрахованы по ОСАГО.
  4. В результате аварии имело место столкновение между двумя авто.
  5. Участники аварии имеют схожее мнение по поводу происшествия, а также в отношении всех его аспектов (кто виноват, характер повреждений).

Подробнее о том, в каких случаях оформляют Европротокол участники аварии, можно узнать в этом материале.

Максимальная сумма выплаты

Максимальная сумма возмещения ущерба при упрощенном оформлении ДТП – 100 тыс. руб, согласно поправкам с 1 июня 2018 года к закону об ОСАГО. Больше нюансов о выплате по Европротоколу при ДТП, о размерах суммы и лимитах СК на возмещение ущерба на территориях городов федерального значения можно узнать тут.

Стоит ли оформлять при наличии КАСКО?

Если участник дорожно-транспортного происшествия был признан виновным, но он имеет страховой полис КАСКО, то страховщик компенсирует ему затраты на ремонт. Однако для этого необходимо документальное подтверждение от компетентных органов. Ни одна страховая компания не обязана делать выплаты водителям, если документы по КАСКО были оформлены без участия инспекторов.

Внимание! С 1 октября 2018 года применение системы Европротокола по КАСКО должно выполняться на обязательной основе. Оформленный Европротокол станет достаточным основанием для получения выплаты от страховщика.

Подробнее о всех нюансах процедуры оформления Европротокола по КАСКО узнайте тут.

Алгоритм действий

При аварии после всех необходимых действий, прописанных в ПДД, нужно убедиться, возможно ли применение Европротокола. Если с другим водителем достигнуто взаимопонимание по вопросу, кто является виновником случившегося, то можно приступать к заполнению документов. При оформлении аварии «по упрощенке» оно состоит всего из 3 шагов:

  1. Сделать подробные фотографии аварии. Должно быть видно расположение транспортных средств на местности и по отношению друг к другу, следы торможения и обломки деталей, регистрационные знаки автомобилей. Крупным планом рекомендуется сфотографировать поврежденные детали авто.
  2. После этого нужно как можно быстрее освободить проезжую часть.
  3. Заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Оно оформляется в двух экземплярах, один остается у виновника аварии, второй у потерпевшего.

Подробнее об оформлении ДТП по Европротоколу , порядке действий и других нюансах узнайте в этой статье.

Где взять данную бумагу?

Обычно бланк выдают в офисе страховой компании при покупке полиса. Если документ был утерян или оформлялся электронный полис ОСАГО, его можно самостоятельно скачать и распечатать. Другой вариант – пойти в офис своего страховщика и взять новый бланк там.

  • Скачать бланк извещения о ДТП
  • Скачать образец извещения о ДТП

ВАЖНО! Заполнение извещения о ДТП также разрешено в электронном виде, эта возможность была введена 18.10.2019 г Указанием Банка России N 5283-У, которое внесло изменение в правила ОСАГО.

Как ее заполнять при аварии?

Перед тем как заполнить бланк извещения, нужно убедиться, что в нём присутствуют две стороны – оборотная и лицевая.

В самокопирующихся бланках, которые обычно выдают страховщики, лицевая сторона заполняется один раз, затем бланк разъединяется и заполняется оборотная сторона.

Если бланки распечатаны самсмтоятельно, нужно оформлять извещение в двух экземплярах. При заполнении необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Рекомендуется пользоваться шариковой ручкой. Использование карандаша недопустимо.
  • Все пункты должны быть заполнены, пропускать какие-либо из них нельзя.
  • Необходимо указать повреждения, полученные обоими транспортными средствами, отобразить на схеме место удара стрелкой.
  • При составлении схемы ДТП нужно указать название улицы, на которой произошла авария, направление движения автомобилей и их положение в момент столкновения.
  • На каждом из экземпляров должен быть оригинал подписи виновника и потерпевшего.
  • Если после разъединения вносились какие-либо дополнения, они должны заверяться подписями обоих водителей.
  • На оборотной стороне нужно кратко описать обстоятельства аварии, обязательно указывая регистрационные номера транспортных средств. Виновник должен написать «свою вину признаю», а потерпевший – «моей вины нет».

Подробнее о том. где взять бланк Европротокола, как его заполнить, а также другие практические рекомендации для водителей можно узнать здесь.

Как составить при происшествии на парковке?

Столкновения автомобилей на парковке – нередкое явление. В этом случае процедура оформления Европротокола не изменяется. Необходимо сделать подробные фотографии:

  1. Места аварии, при заполнении схемы ДТП нужно указать место, где произошло столкновение.

    При этом:

    • выделяется отдельная часть парковки, не требуется рисовать полную территорию;
    • отмечаются разметка и знаки;
    • рисуются малые объекты, например, столб или мусорный бак, которые были рядом с местом аварии.
  2. Направления движения автомобилей, и их расположение в момент столкновения указываются также как в случае с ДТП на дороге.

Больше нюансов о том, как составить Европротокол при ДТП на парковке, узнайте в отдельной статье.

Как быть, если документ оформлен неправильно?

Если ошибка обнаружена в течение 5 дней с момента аварии, нужно связаться с другим участником и заполнить бланки повторно. Исправления и помарки не допускаются. В случае если виновник аварии не идет на контакт, а страховая компания признала извещение недействительным, есть два варианта действий:

  1. Если не истек срок подачи документов для получения выплаты (законом определен в 15 дней), обратиться в ГИБДД для оформления справки. Нужно будет предоставить испорченное извещение о ДТП и все фотографии.
  2. Когда срок истек, единственное решение – суд. Здесь также пригодится испорченное извещение и фотографии, иногда требуются свидетели.

Подробнее о том, что делать, если бланк при составлении Европротокола испорчен, можно узнать здесь.

Что делать после составления?

После того, как фотографии сделаны, документы заполнены, а участники аварии обменялись контактными телефонами, каждый из них должен обратиться в свою страховую компанию.

Срок обращения не превышает 5 рабочих дней с момента происшествия, это требование определено ст. 14.1 № 40-ФЗ.

Больше информации о том, что делать после составления Европротокола по ОСАГО при ДТП, узнайте в отдельной статье.

Пострадавшему

В течение 5 дней с момента совершения ДТП пострадавший должен обратиться к своему страховщику и предоставить оформленный бланк извещения, фотографии с места аварии на электронном носителе и заявление на получение компенсации. Его можно заполнить в свободной форме, но чаще всего в страховой компании предоставляют свой бланк.

Важно! Поврежденное транспортное средство ремонтировать нельзя, страховщик может затребовать его для проведения осмотра в течение 15 дней.

Виновнику

Тому водителю, по чьей вине произошла авария, необходимо также в течение 5 рабочих дней обратиться к своему страховщику и предоставить бланк извещения о ДТП. Если он не выполнит это требование, то страховая компания вправе возложить на него обязанности по возмещению вреда потерпевшему.

Виновник также не имеет права производить ремонт своего авто в течение 15 дней, и по требованию страховщика обязан предоставить его для осмотра и экспертизы в срок не более 5 дней. Подробнее о том, что должен делать виновник после составления Европротокола, узнайте тут.

Когда возможен регресс?

Регрессом называется ситуация, когда страховая компания виновника аварии перекладывает на него обязанности по возмещению причиненного вреда потерпевшему (ст. 14 № 40-ФЗ).

Основные причины регресса:

  • виновник не предоставил извещение о ДТП в срок 5 рабочих дней;
  • будет доказано, что авария совершена умышленно;
  • если в момент происшествия виновник находился за рулем в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • водитель не имел права находиться за рулем транспортного средства, или не был вписан в полис ОСАГО;
  • если на момент совершения ДТП кончился срок действия полиса ОСАГО, либо истек указанный период пользования транспортным средством;
  • виновник отремонтировал свой автомобиль менее чем через 15 дней с момента аварии, или не предоставил его для осмотра страховщику.

Больше нюансов о том, что такое регресс и как нужно действовать, если страховая требует возместить ущерб по Европротоколу ОСАГО, узнайте в отдельной статье.

Документы для страховщика при этой процедуре

  • Заявление о выплате.
  • Паспорт или удостоверение личности страхователя.
  • Водительское удостоверение гражданина, управлявшего автомобилем в момент наступления страховой ситуации.
  • ПТС или свидетельство о регистрации.
  • Полис ОСАГО.
  • Фотографии с места происшествия на электронном носителе.
  • Извещение о ДТП.
  • Банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

Подробнее о документах для страховой по ОСАГО после ДТП по Европротоколу узнайте тут.

Хотя процедура Европротокола для России не нова, многие водители до сих пор относятся к ней негативно, и не без причины. Большинство автомобилистов боятся, что из-за неправильного оформления ДТП страховая компания откажет в выплате.

Заполнение документов по Европротоколу несет в себе потенциальный риск прежде всего для виновника: при несоблюдении сроков предоставления документов страховщику или при неправильной оценки повреждений заплатить за ремонт чужого автомобиля придется из своего кармана.

Самое важное, что нужно помнить: Европротокол допустим при повреждении авто на сумму не более 100 тыс. руб., и документы обоим участникам ДТП нужно предоставить в страховую компанию в течение 5 рабочих дней.

В случае если есть разногласия в оценке обстоятельств происшествия или сомнения в размере ущерба, лучше обратиться к сотрудникам ГИБДД.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/dtp/oformlenie/evroprotokol

Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

Европротокол

Автомобилисты достаточно редко оформляют ДТП без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два транспортных средства.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД.

Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием;
  • прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с Правилами ОСАГО придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в течение 15 дней. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение 5 рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых 15 дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются следующие.

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами.

  1. Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  2. Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_evroprotokol

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.