За рулем экспертиза

WD-40 и 9 аналогов: экспертиза проникающих жидкостей, журнал «За рулем», июнь 2019

За рулем экспертиза

Один из самых популярных препаратов автохимии — так называемая «вэдэшка». Подобные универсальные смазки выпускают многие производители. А какие из них лучше работают, выяснили эксперты «За рулем».

Открутить ржавую гайку, устранить надоевший скрип, защитить от коррозии — во всех случаях поможет баллончик WD‑40. Слово «вэдэшка» фактически стало нарицательным.

Однако этот препарат не единственный в своем роде — многие производители выпускают аналогичные многофункциональные смазки с широким спектром заявленных талантов. Какую выбрать?

Мы приобрели в столичных магазинах десяток универсальных аэрозольных препаратов, включая оригинальную «вэдэшку».

Проверить решили основные рабочие параметры — проникающую способность и антикоррозионную защиту. Кроме того, оценили процентное содержание сухого остатка (что-то вроде КПД), а также запах и экономичность каждого средства.

Оценили вдобавок «вонючесть» и удобство пользования — к примеру, распыляется ли препарат при любом положении баллончика.

Полученные результаты относятся только к конкретной выборке и не позволяют судить о продукции той или иной фирмы в целом. Выбрать лучший препарат оказалось несложно: лидером стал классический WD‑40, а вице-чемпионом — ASTROhim Synthetium.

Высокотехнологичный двухпозиционный распылитель SN‑40 очень удобен для работы.


Остаток только называется сухим, а на самом деле это то, что еще долго будет смазывать и защищать от коррозии после использования препарата.


Как в тесте жидкость крадется по полоске бумаги, так она будет проникать в заржавевшую резьбу.


Соленая вода превратилась в ржавую с первым препаратом и осталась практически неизменной с последним.

Методика замеров параметров универсальных смазок:

  • сухого остатка — нечто вроде КПД препарата. Чем оно выше, тем меньше вещества испаряется в атмосферу, ухудшая экологию. Параметр показывает, сколько смазывающих компонентов (мáсла в данном случае) остается на трущихся поверхностях. Жидкость нагревают в термошкафу в течение двух часов при 180 °C и по изменению ее массы вычисляют «КПД».
  • Проникающая способность — свойство препарата доставлять к обрабатываемому участку активные компоненты. Определяется высотой подъема состава по полоске картона после ее погружения в испытуемый состав. Чем выше результат, тем лучше.
  • Антикоррозионная стойкость характеризует время защиты обрабатываемой поверхности исследуемым образцом. Обработанную металлическую пластину опускают наполовину в раствор соли (хлорид натрия). Засекают время (в часах) до появления первых признаков ржавчины и изменения цвета раствора на рыжий. Для получения более достоверных результатов используют средние показатели трех параллельных опытов. Чем выше результат, тем лучше.

Abro AB 80, США

Многоцелевая проникающая смазка

Цена ~  250 ₽

Объем 400 мл

Препарат показал отличную проникающую способность, но оказался худшим по величине сухого остатка. Антикоррозионные способности очень низкие. Вверх ногами не распыляется. Запах не из приятных. Не понравился.

ASTROhim Synthetium SN-40, арт. SN-4005, Россия

Многоцелевая проникающая смазка

Цена ~  290 ₽

Объем 520 мл

Астрохимовский препарат оказался в лидерах. По техническим параметрам он уступил только «прародителю» WD-40. Рабочее положение баллончика — любое. Запах не резкий. Рекомендуем.

Eltrans УПС-40, Россия

Жидкий ключ

Цена ~  110 ₽

Объем 400 мл

Цена невысокая, объем большой. Быть бы препарату в лидерах, но антикоррозионное действие оказалось откровенно слабым. В перевернутом состоянии не распыляет. Запах не очень резкий.

Gunk Liquid wrench L212ER, CША

Смазка проникающая

Цена ~  340 ₽

Объем 311 мл

Неплохой препарат, стал третьим по рабочим характеристикам. Не понравилась высокая цена. Работает в любом положении. Запах не сильный.

Liqui Moly LM-40 8049, Германия

Универсальное средство

Цена ~  390 ₽

Объем 400 мл

Лучший показатель по сухому остатку: экологи будут довольны. Но всё остальное не впечатлило, в том числе и цена. Вверх ногами баллон не работает. Запах средний.

Lavr LV-40 1485, Россия

Многоцелевая смазка

Цена ~  200 ₽

Объем 400 мл

Этот препарат во всех номинациях показал слабые результаты. ­И вверх ногами работать не умеет. Запах не из приятных, хотя и не резкий. Порадовала невысокая цена.

Mannol M-40 9899, Германия

Универсальная смазка

Цена ~  250 ₽

Объем 450 мл

Немецкое средство продемонстрировало хорошую «технику исполнения» и не огорошило запредельной ценой. Может работать в любом положении. Пахнет несильно. Понравилось.

Svitol Arexons 6 in 1, Италия

Средство универсальное

Цена ~  150 ₽

Объем 200 мл

Итальянский препарат выступил слабо, особенно в борьбе с коррозией. Похвалить не можем.

VMPAUTO Валера, Россия

Мастер-смазка

Цена ~  415 ₽

Объем 400 мл

Препарат по имени Валера уверенно занял последнее место. Вверх ногами баллон не распыляет. Запах неприятный. Рекомендовать не можем.

WD-40, Великобритания

Многофункци­ональный продукт

Цена ~  260 ₽

Объем 300 мл

Классическая «вэдэшка» оказалась лучшей по техническим показателям. Работоспособна в любом положении. Запах, знакомый всем, — чисто «вэдэшечный». Итог: рекомендуем!

Всем удачных поездок — без скрипов и ржавчины.

Источник: журнал «За рулем», июнь 2019.

Источник: http://www.astrohim.ru/pubs/testy/wd-40-i-9-analogov-ekspertiza-pronikayushchikh-zhidkostey-zhurnal-za-rulem-iyun-2019/

Экспертиза «За рулем»: тест охлаждающих жидкостей на горение

За рулем экспертиза

Недавно по телевидению прошел сюжет про творог, который горит! Я не знаю, что туда подмешали. Но абсолютно уверен, что получить легковоспламеняющуюся охлаждающую жидкость намного проще.

Достаточно при производстве вместо дорогого этиленгликоля использовать дешевый глицерин и добавить метанол для приведения вязкости продукта к приемлемому уровню. Причем этим занимаются многие производители.

И никому не говорят, что температура кипения метанола — всего-навсего 64,5°C. Зачем, дескать, пугать людей?

Чем метанол опасен для моторов, мы писали неоднократно. Но никогда не заостряли внимание на том, что утечка в системе охлаждения может привести… к пожару. Попади метанол, скажем, на раскаленный коллектор — и привет: вспоминайте, как звонить с мобильника пожарным. Не верите? Мы провели небольшие испытания.

Закупив в подмосковном магазинчике дюжину различных охлаждающих жидкостей, именуемых тосолами и антифризами, мы напросились в гости в химлабораторию — измерить температуру кипения и определить таким образом наличие метанола. В серьезных испытаниях для этого обычно используют хроматограф, который легко покажет на экране состав проверяемой жидкости. Но наша цель была иной.

Хроматограф — это нечто заумное, а электрическая плитка и термометр сделают проверку простой и наглядной. Особенно когда на плитке одновременно стоят два стаканчика с жидкостями, одна из которых вовсю кипит, а вторая и не думает. Именно такой эксперимент мы и провели.

Тем, кто захочет его повторить, очень советуем раздобыть специальные термостойкие стаканчики, которые не станут трескаться в неподходящий момент.

Мы нагревали каждую приобретенную жидкость, фиксируя температуру начала кипения (появление первых пузырьков) и собственно температуру кипения. Полученные результаты приводим в нашей фотогалерее.

Вспомнив про горящий творог, мы попытались поочередно поджечь все проверяемые жидкости зажигалкой. Результат жутковатый: пять образцов из дюжины мгновенно вспыхнули.

Более того, если на плитке одновременно находились два стаканчика — один со стандартным антифризом, а другой с метанольным коктейлем, то при попытке поджечь хорошую жидкость вспыхивал… соседний состав.

Пары метанола очень не любят раскаленных поверхностей и открытого огня!

Результаты наших исследований относятся к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для выводов о деятельности той или иной компании. Вполне возможно, что некоторые производители повторят наш эксперимент — прежде всего те, чья продукция на поверку оказалась небезопасной.

Еще один простейший способ выявить жидкость низкого качества — использовать тест-полоски, определяющие наличие алкоголя в слюне. Во всех случаях индикаторы, искупавшись в метанольном коктейле, поменяли цвет.

А что делать потребителю? Кипятить товар перед покупкой ему точно не разрешат. Один из способов оградить себя от неприятностей — приобретать только те товары, которые хорошо зарекомендовали себя в наших экспертизах. Избегайте торговых развалов на обочинах дорог.

Хотя и в магазинах (как следует из нашего эксперимента) не всегда продают качественный товар. Причем продавцы иногда понятия не имеют, какие неприятности сулит нормальная с виду канистра. Поэтому еще один совет: пользуйтесь услугами проверенного автосервиса.

Сервисмены судят о качестве приобретенной партии товара, устраивая выборочную проверку. Это куда надежнее единичных закупок.

Sintec Euro G11, Россия

Температура начала кипения 99 ºС Температура кипения 105 ºС

НЕ ГОРИТ!

Антифриз SINTEC EURO – охлаждающая жидкость последнего поколения, созданная на основе высококачественного моноэтиленгликоля и импортных ингибиторов коррозии. Обладает смазывающими свойствами, продлевающими ресурс водяного насоса. Не повреждает резиновые детали системы охлаждения.

Аntifreeze Maxim, Россия

Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 84 ºС

ГОРИТ!

Antifreeze G11 Pilot, Россия

Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 84 ºС

ГОРИТ!

Unix Antifreeze, Россия

Температура начала кипения 79 ºС Температура кипения 88 ºС

ГОРИТ!

Nord Antifreeze, Россия

Температура начала кипения 106 ºС Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ!

ТCL Anti-Freeze, Япония

Температура начала кипения 100 ºС Температура кипения 105 ºС

НЕ ГОРИТ!

Антифриз CoolStream Standard —40 ºС, Россия

Температура начала кипения 105 ºС Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ!

Тосол —40 Felix, Россия

Температура начала кипения 99 ºС Температура кипения 105 ºС

НЕ ГОРИТ!

Тосол Айсберг, Россия

Температура начала кипения 103 ºС Температура кипения 106 ºС

НЕ ГОРИТ!

Тосол Аляsка, Россия

Температура начала кипения 91 ºС Температура кипения 93 ºС

ГОРИТ!

Тосол Дзержинский Maxim, Россия

Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 89 ºС

ГОРИТ!

Тосол-север 40, Россия

Температура начала кипения 103 ºС Температура кипения 106 ºС

НЕ ГОРИТ!

Источник: www.zr.ru

Источник: https://antifreeze.oos.ru/reviews/review_8.html

Экспертиза показала, что на водительской подушке безопасности автомобиля Михаила Ефремова обнаружены следы ДНК актера

За рулем экспертиза

Суть очередной правдивой истории из воспоминаний бывшего следователя прокуратуры ясна из заголовка. Да, снова речь пойдет об убийстве, которое было фактически раскрыто, но юридически наказание за совершенное преступление виновный не понес.

Данная история не из моей личной практики, это уголовное дело расследовал мой коллега – старший следователь прокуратуры области, с которым мы тогда располагались в соседних кабинетах. Но сама история мне запомнилась (пусть и не в мельчайших подробностях), и вы поймете, почему.

Как я уже упомянул, мой коллега расследовал в конце 90-х годов дело по бандитизму. Дело было большое, объемное, как говорили в таких случаях на официальном языке – «многоэпизодное» и «многофигурантное».

В двух словах: группа относительно молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет образовала вооруженное преступное сообщество, проще говоря банду, и совершала систематические разбойные нападения на грузовые автомашины, следовавшие транзитом по федеральной трассе через территорию нашей области.

В разное время в банду входило от восьми до десяти человек, на вооружении банда имела автомат Калашникова, несколько пистолетов и гладкоствольных ружей.

Примечательно, что в подавляющем своем большинстве участники этой банды не были ранее судимы, а вышли на новый уровень, поднявшись из полукриминальных дворовых слоев, которые обычно принято называть «гопота».

Всего банда совершила около десяти вооруженных нападений на дальнобойщиков, причем в трех случаях потерпевшие в ходе этих нападений были убиты. Бандиты, как правило, забирали только груз из фур, который потом перепродавали, а сами автомашины угоняли в сторону от трассы и там бросали.

Продолжалось всё это безобразие около полутора лет, пока в результате большой оперативной разработки нашего УБОПа они не были задержаны и заключены под стражу.

Однако речь пойдет не о разбойных нападениях, совершенных данной бандой. Помимо всех прочих, в банде имелся некий персонаж, назовем его Серый. В верхушку банды этот Серый не входил, но при совершении разбойных нападений был одним из самых активных до такой степени, что двое из трех «холодных» были за ним.

Когда УБОП начал принимать участников банды, Серый оказался в числе последних. То есть к моменту его задержания у следствия уже были показания о его роли в разбоях, данные другими бандитами, в том числе и том, что он совершил два убийства. Видимо поняв, что его при любом раскладе «загрузят, как баржу утюгами», Серый тоже дал признательные показания.

Однако помимо двух убийств, о которых уже было известно следствию, Серый внезапно сначала «накидал» операм УБОПа, а затем написал явку с повинной о совершении им за три года до этого еще одного убийства. Мало того, за это убийство он допросился в качестве обвиняемого с участием адвоката. Расклад со слов Серого выглядел так:

За три года до ареста, по ранней осени, Серый поднакопил некую сумму денег, на которую решил приобрести автомобиль. Для этого он сел на поезд и поехал в один из городов Дальнего Востока, где в то время (да и еще долго после этого) была огромная барахолка, на которой торговали праворукими чудесами японского автопрома.

Пошатавшись в течение некоторого времени по этой барахолке, на свои деньги Серый автомобиль так и не подобрал. Но за это время он там же, на авторынке, случайно познакомился с молодым мужчиной лет тридцати, назовем его Владимир. Владимир был из Поволжья, он тоже приехал на Дальний Восток за «японкой».

Поскольку денег у Владимира было больше, чем у Серого, то он в конце концов выбрал себе относительно недорогой, но в хорошем состоянии автомобиль, вроде бы «Тойота Карина» (насколько я сейчас помню). Так как Серый себе ничего не купил, то он уговорил Владимира взять его с собой попутчиком, так как дорога до дома Владимира лежала как раз через город, где жил Серый.

Владимир согласился (видимо потому, что вдвоем ехать несколько тысяч километров однозначно веселее), и они тронулись.

Дальше Серый рассказал, что где-то на подъезде к свему городу он решил убить Владимира, а машину продать.

Поэтому он сказал Владимиру, что хочет доехать до большого города, расположенного по трассе километрах в пятистах дальше от города Серого, якобы для того, чтобы пользуясь случаем навестить родню.

Сделал он это для того, чтобы убить Владимира не на территории нашей области, а соседней (зачем, думаю, объяснять не нужно).

Владимиру, видимо, было фиолетово, и они, проехав город, где жил Серый, двинулись дальше, в сторону большого города. Уже на территории соседней области, не доезжая до большого города километров двести, они решили перекусить.

Съехав с трассы на лесную дорогу метров на тридцать-сорок, они остановились, вышли из машины и разложили еду на капоте. В процессе перекуса Серый подошел к Владимиру сзади, накинул ему на шею свой шарфик и задушил его.

Труп он поволок за ноги дальше в лес, пока через несколько десятков метров не достиг неглубокого болотца. В это болотце он и бросил труп Владимира, а сам вернулся к машине.

В этот же день он приехал в большой город, где на местном авторынке «толкнул» машину Владимира каким-то «перекупам» за относительно небольшие деньги. После этого он взял такси, на котором и вернулся в свой город.

Рассказывал всё это Серый очень последовательно и убедительно, упоминал мельчайшие детали. Например, давал точные приметы Владимира – рост, возраст, цвет волос, телосложение, описывал одежду – синий джинсовый костюм и светлые кроссовки, упоминая, что кроссовки свалились с ног, когда он тащил труп к болотцу.

Говорил, что по рассказам Владимира знает о том, что у того был небольшой бизнес в торговле, была семья – жена и двое детей, что он служил срочную службу в армии в войсках ПВО (понятно, что потрепаться долгой дорогой было о чем). Кроме того, Серый заявлял, что готов указать место, куда он бросил труп Владимира.

Конечно же, эти показания Серого нужно было проверять. Для этого группа из следователя прокуратуры области и оперов УБОПа, взяв с собой Серого, выдвинулась на территорию соседней области проводить осмотр места происшествия с участием обвиняемого.

Место Серый указал не сразу, несколько раз ошибался, путая опорные ориентиры, но в конце концов указал на лесную дорогу, на которую они с Владимиром свернули.

Отойдя от места остановки «японки», указанного Серым, на несколько десятков метров вглубь леса, следственно-оперативная группа нашла сначала валявшиеся светлые кроссовки, а в начинавшемся болотце был обнаружен труп мужчины в синем джинсовом костюме.

Для осмотра трупа была вызвана следственно-оперативная группа местного райотдела и местной прокуратуры, труп был направлен в морг для судебно-медицинского исследования.

Конечно, за три года нахождения в болотце сохранность мягких тканей трупа была никакая, но судмедэксперт обнаружил сломанную подъязычную кость – верный признак такой причины смерти, как механическая асфиксия органов шеи при сдавливании.

Кроме того, при детальном обследовании костей трупа было выявлено, что кости правой колени имеют признаки прижизненного перелома с последующим сращиванием. Давность перелома эксперт определял, как восемь-десять лет к моменту смерти.

Дальше началась работа по установлению личность Владимира. Путем запросов удалось выяснить, что действительно уже три года в одной из областей Поволжья разыскивается без вести пропавший мужчина по имени Владимир, тридцати лет, который уехал на Дальний Восток для приобретения автомобиля, и не вернулся.

В прокуратуру той области было направлено соответствующее отдельное поручение, местные следователи допросили всех членов семьи Владимира.

Выяснилось, что всё, о чем упоминал Серый в своих показаниях о личности потерпевшего, полностью соответствует действительности, вплоть до того, что он уехал из дома в синем джинсовом костюме и светлых кроссовках.

По поводу перелома ноги родители Владимира пояснили, что он действительно ломал правую ногу в области голени, будучи в армии.

В структуры Министерства обороны следователем был направлен соответствующий запрос, в ответ на который пришла выписка из амбулаторной карты Владимира, согласно которой он лечился в военном госпитале по поводу закрытого перелома костей правой голени.

Казалось, что всё в этом деле было ясным и понятным. Но тут кого-то из руководства прокуратуры области озарила гениальная идея: А давайте-ка назначим по этому делу судебно-геномную экспертизу!

Это сейчас геномная экспертиза является чем-то обыденным и заурядным. А тогда, в конце 90-х годов, это была совершенно новая, передовая экспертная методика. Делали её не в штатных экспертных учреждениях правоохранительных органов, а только в научных лабораториях, которых в то время по стране было очень немного.

Стоила тогда такая экспертиза очень немалых денег, мотивировалась высокая стоимость необходимостью приобретения материалов и реактивов за валюту.

Конечно же, спрос на такие исследования в правоохранительной деятельности был очень велик, и на проведение подобных экспертиз существовали очереди, причем минимум на полгода вперед всё было занято, да и само исследование занимало долгое время.

Но приказ есть приказ, и следователь направил в Поволжье поручение коллегам из тамошней прокуратуры на изъятие образцов биологических жидкостей у отца и матери Владимира.

Когда образцы прибыли, следователь повез их вместе с постановлением о назначении судебно-геномной экспертизы и несколькими костями обнаруженного в болотце трупа в научную лабораторию, расположенную чуть ли не на другом конце страны (ближе договориться нигде не получилось).

Где-то через полгода из лаборатории сообщили, что заключение экспертизы готово, и его можно забирать. Прочитав это заключение, следователь был просто ошарашен: труп, обнаруженный в болотце, не мог являться сыном родителей Владимира, и вообще какое-либо его родство с указанными лицами категорически исключалось.

На этот раз следователь сам выехал в Поволжье, где лично допросил родителей Владимира. Но они с возмущением отвергали предположение о том, что Владимир – не их родной сын, и настаивали на своем родстве с ним.

Также были попытки подтвердить факт выезда Серого три года назад на Дальний Восток за машиной, и обстоятельства его возвращения домой.

Но за давностью времени никто из его окружения уже ничего не вспомнил (или просто не захотел вспомнить, что вернее).

Сказали, что ездил вроде куда-то за машиной, но ничего не купил, а когда это было, и куда именно ездил – увы, не помню, начальник. Учета же по проданным именным билетам в РЖД в то время еще просто не было.

Также не удалось установить и местонахождение проданной Серым «японки». Прежде всего потому, что никаких данных, кроме модели автомобиля и его цвета у следствия не было – Серый говорил, что все документы он отдал «перекупам» вместе с машиной, и по каким номерам агрегатов искать похищенный автомобиль, было непонятно.

Тут нужно напомнить, что весь тот огромный объем работы, проведенный по убийству Владимира, «съел», как говорят следователи, большое количество процессуальных сроков. То есть направление запросов, отдельных поручений, получение ответов на них, назначение экспертиз и получение их заключений – это всё время, время и еще раз время. В общей сложности это заняло чуть менее года.

А тем временем основное дело по банде было уже фактически расследовано, и продлять сроки содержания всех бандитов под стражей у заместителя Генерального прокурора, а то и у самого Генерального прокурора, только из-за убийства Владимира никто бы из руководства не дал. Тем более, что сроки были необходимы еще и для ознакомления обвиняемых с материалами дела (в описываемый период времени эти сроки входили в общий срок содержания под стражей).

В то же время, рисковать с направлением уголовного дела по обвинению Серого в убийстве Владимира с таким заключением судебно-геномной экспертизы в суд тоже никто не хотел. Вариант с повторным назначением подобной экспертизы всерьез вообще не рассматривался, так как это потребовало бы значительных денежных средств, а главное – времени, то есть процессуальных сроков.

Тем более, что посидев с полгодика в СИЗО, Серый решил «переобуться» и поменял показания. Теперь он утверждал, что никакого убийства попутчика с Дальнего Востока он не совершал, действительно ездил на Дальний Восток, но не в то время, когда пропал Владимир, а раньше.

Расклад же за убийство Владимира ему якобы «накидали» опера УБОПа, и он под пытками согласился озвучить предложенный ими вариант показаний.

Так что уголовное дело по банде ушло своим чередом в суд, где все бандиты были осуждены. Серый получил лет восемнадцать лишения свободы, или около того.

А уголовное дело по факту обнаружения трупа в болотце было выделено в отдельное производство, и направлено по территориальности в прокуратуру того района соседней области, где этот труп и был обнаружен. Насколько я знаю, это уголовное дело так и лежит там в приостановленном виде.

Конечно же, у нас было множество предположений, почему судебно-геномная экспертиза дала именно такое заключение. Понятно, что самыми распространенными из них были про немытые руки лаборанта, похмелье доктора ну или что-то в этом духе.

Правда, некоторые осторожно высказывались в том плане, что Владимир запросто мог не быть биологическим сыном людей, которые его воспитали, вплоть до того, что его могли подменить в роддоме и т.д. Но это уже сфера сериалов для домохозяек, а не органов предварительного следствия.

Так что если мне поступит предложение написать сценарий сериала, то у меня есть варианты.

Источник: https://pikabu.ru/story/yekspertiza_pokazala_chto_na_voditelskoy_podushke_bezopasnosti_avtomobilya_mikhaila_efremova_obnaruzhenyi_sledyi_dnk_aktera_7568512

Тест синтетических моторных масел 5W-40 (За рулём)

За рулем экспертиза

Можно ли доверять отечественной синтетике – или ну ее, импорт все равно лучше? Очередное масляное исследование провели Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского технического университета Александр Шабанов.

Лет десять назад российской синтетики просто не было в природе. Более того, использование любого отечественного масла молчаливо приравнивалось к скупости и недальновидности. А сейчас?

Год назад ЗР проводил экспертизу полусинтетических масел 10W-40 (ЗР, 2010, № 3, 4). Тогда отечественные масла почти не проиграли ни немецким, ни корейским, а в чем-то были даже лучше. Сейчас мы решили оценить чистую синтетику – восемь образцов.

О классификации современной синтетики – в «Нашей справке» (в конце статьи). Как обычно, все масла обезличили, закодировав образцы.

Затем они в идентичных условиях отработали по 10 моточасов в одном и том же двигателе на стенде аккредитованной лаборатории – эта пристрелка необходима для вывода параметров масла на рабочий участок. Только потом идет полномасштабный цикл моторных испытаний.

Затем в другой аккредитованной лаборатории измерили основные физико-химические параметры (ФХП) образцов и в заключение раздали пять премий – в номинациях «Экономичность», «Мощность», «Экстремальная защита», «Экология», «Пуск». И составили итоговую «табель о рангах».

Как выбирали участников? С российской стороны ассортимент полной синтетики пока скромен: в тест попали «ЛУКОЙЛ Люкс» (новинка), а также хорошо известные ТНК Magnum и «Роснефть Premium».

Компанию им составили менее распространенное гидрокрекинговое «SINTOIL Ультра» и «ТОТЕК Астра Робот» на основе полиальфаолефинов (ПАО). Любопытно, что все эти масла разных групп качества: с SM от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL Ультра».

Кстати, последнее обстоятельство фактически лишило обнинское масло шансов на равную борьбу с продукцией более современных групп, а потому решено было проверить его вне конкурса.

С импортом сложнее: выбор слишком велик. Мы не стали брать продукцию самых известных брендов и предпочли менее раскрученные. Кроме того, хотелось расширить диапазон групп качества по API, чтобы выравнять исходные условия для наших и ненаших.

И наконец, любопытство подсказало взять масла, построенные на разных базах.

Группу продуктов на гидросинтетической основе представило немецкое MANNOL Extreme (API SL/CF), полностью синтетические масла – японское ENEOS Gran-Touring (API SM), а за самую современную группу – эстеровые масла – отвечало бельгийское Xenum X1 (API SM/CF).

Экономичность и мощность

Листаем протокол. Об экономичности мы судили по количеству топлива, затраченному на стандартный цикл испытаний. Лучший результат показало самое продвинутое масло на эстеровой основе – Xenum X1.

По отношению к эталонному минеральному оно сэкономило почти 9% топлива – это очень много! Но продукт под такие характеристики и создавался, а энергосберегающий эффект заявлен в описании.

Тем приятнее, что «ЛУКОЙЛ-Люкс» и ТНК-Magnum отстали от лидера совсем немного, снизив расход топлива на 8 и 7% соответственно.

Лучшим по мощности стало масло MANNOL Extreme. С ним мотор выдал на 3% больше «лошадок», чем на эталоне. Из наших к нему вплотную подобрался опять же «ЛУКОЙЛ-Люкс».

Почему так получилось? А потому, что для максимальной экономичности высокотемпературная вязкость масла должна быть не большой или маленькой, а именно оптимальной. А вот для достижения максимальной мощности, напротив, большой. Смотрим в таблицу – так все и есть: по этому параметру ЛУКОЙЛ и MANNOL лидируют.

Экология

В «зеленой» номинации лучший продукт выбирали по токсичности отработавших газов и содержанию серы и фосфора в масле. Как известно, сернистые соединения, равно как и фосфор, быстро убивают катализаторы.

Поэтому автопроизводители требуют, чтобы содержание серы в масле не превышало 0,2%, а фосфора – 0,08%.

Эти цифры в зависимости от допуска производителя автомобиля могут немного меняться, но их порядок именно такой.

Смотрим… В требуемые 0,2% серы не уложилось ни одно масло. Но это не криминал: за время работы в двигателе масла вполне могли «впитать» дополнительные сотки процента от российского топлива, которое малым количеством серы не отличается.

Ближе всего к необходимому уровню подошло японское масло ENEOS Gran-Touring, рядом – бельгийское Xenum X1. У отечественных серы почти в два раза больше. Особенно богаты ею гидросинтетические масла: из российских – «SINTOIL-Ультра», из импортных – MANNOL Extreme.

Это вполне объяснимо: технология производства таких масел на нынешний день уже старовата.

Фосфора в импортных маслах тоже меньше: они четче ориентированы на экологию. А вот с токсичностью все не так просто. Понятно, что любое масло не сильно влияет на содержание оксидов углерода СО и азота NOx, чего не скажешь о составе топливовоздушной смеси и особенностях процесса сгорания.

Но часть «це-аш» в составе выхлопа зависит именно от сгорающего в цилиндре масла – на этот показатель влияют степень летучести самого масла и толщина масляной пленки, оставленной в цилиндре поршневыми кольцами, когда на такте расширения поршень идет вниз. Косвенный показатель летучести – температура вспышки: чем она выше, тем меньше летучих компонентов в масле и оно медленнее выгорает.

А толщину пленки под кольцами при прочих равных условиях определяет вязкость при высокой температуре.

По температуре вспышки лидируют два масла – наш «ТОТЕК-Астра Робот» и бельгийский Xenum X1 – выше 245 °С при достаточно умеренной высокотемпературной вязкости. А в общем итоге первое место за экологичность получает Xenum X1 – в нем еще и серы с фосфором мало. Совсем немного уступило ему японское масло ENEOS Gran-Touring. Среди отечественных лидирует «ТОТЕК-Астра Робот».

Экстремальная защита

Ее эффективность определили несколько позиций. – результаты испытаний на четырехшариковой машине трения: моделируем предельные нагрузки узла трения и отслеживаем реакцию на них масляной пленки.

Кроме того, мы учитывали вязкость масла при высокой температуре.

Ведь чтобы не допустить аварийной работы узла трения, надо создать в нем масляный слой необходимой толщины, и тут упомянутый параметр играет решающую роль.

Как нам представляется, более высокие трибологические параметры отечественных масел объясняются… их худшей экологичностью! Ведь сера и фосфор – это естественные антизадирные присадки: чем их больше, тем лучше защищен узел трения. А для западного производителя срок службы не так важен, как экология.

В общем, в этой номинации наши впереди! Приз получает «Роснефть-Premium», второе место у «ЛУКОЙЛа-Люкс». А бронзу делят наш ТОТЕК и MANNOL.

Холодный пуск

В этой номинации учитывали величину силы трения в реальном моторе на пусковых оборотах, условную температуру проворачиваемости коленчатого вала и температуру застывания моторного масла. В итоге первый приз достался японскому маслу ENEOS Gran-Touring, рядом с ним расположились российские «Роснефть-Premium» и «ЛУКОЙЛ-Люкс».

Долой предвзятость!

Не так уж сильно различаются результаты отечественной синтетики и импортной: ЛУКОЙЛ вообще оказался на пьедестале, да и четвертое место наше! И пятое, кстати, тоже. Конечно, короткий цикл испытаний не может дать ответов на все вопросы – этот вывод скорее предварительный и подлежит уточнению в ходе ресурсного тестирования.

В общей табели о рангах снова подтвердилось уже неоднократно высказанное ЗР утверждение о важности группы качества по API и соответствия масла современным требованиям автомобильных фирм. Лидеры равняются на требования API SM/CF, а это пока наивысшая группа качества. Выявились и реальные преимущества синтетики перед полусинтетикой, причем по всем номинациям.

Но интересно и другое: завоевывая «оскары» в одних номинациях, то же самое масло может дать худший результат по другим параметрам (кстати, так бывало и раньше).

Например, масло MANNOL Extreme, взявшее первый приз за мощность мотора, вполне предсказуемо сползло по экономичности и экологии.

Чудес не бывает: масло, как и все живое, требует баланса и подбора под конкретную задачу, в зависимости от того, в чем нуждается потребитель.

В целом же результаты оценим как предсказуемые. В лидерах – эстеровые масла и продвинутая полная синтетика на базе ПАО, но с добавлением дисульфида молибдена, в аутсайдерах – продукты гидрокрекинга. Первые четыре места заняли масла группы SM, последним оказался представитель SJ. Что до выбора между нашими и ненашими, то ручаемся: производить хорошие масла в России умеют! И это здорово.

Итог

У импортных масел лучше «экология», а у наших – защитные свойства.

Современные масла на базе эстеров и полиальфаолефинов хоть и дороже, но по всем параметрам лучше гидрокрекинговых.

Как расставляли баллы

Использовали нашу традиционную методику. Сначала на основании анализа всего комплекса полученной информации расставили масла по местам в каждой из номинаций. Что и почему при этом учитывалось, рассказано в статье. Но часть второстепенных данных, которые тоже принимали во внимание, осталась в протоколах из-за дефицита места в журнале.

Источник: https://autolubricants.info/ekspertiza-i-testy/motornye-masla-ekspertiza-i-testy/test-sinteticheskix-motornyx-masel-5w-40-za-rulyom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.