Защита прав автовладельцев по страховым случаям

Содержание

Стоит ли обращаться к автоюристам по ОСАГО?

Защита прав автовладельцев по страховым случаям

«Не платит страховая?» — гласит рекламный слоган с борта проезжающей маршрутки и сразу же рекомендуется позвонить по указанному телефону и получить помощь. Многие юридические конторы давно превратили проблемы страхователей в прибыльный бизнес.

Страховые компании называют их не иначе как недобросовестными автоюристами или псевдоюристами. Позиция страховщиков однозначна: такие фирмы прикрываются несовершенством законодательства в области автострахования и добиваются через суд необоснованных выплат по полисам КАСКО и ОСАГО.

При этом они хорошо зарабатывают, пользуясь низкой страховой грамотностью клиентов, но на деле вовсе не защищают права последних.

Сами страхователи не столь категоричны и обращаются к автоюристам в надежде получить хотя бы минимальную выплату от страховой компании, которая вовсе отказывается платить. Кто прав в этой истории?

Отзывы о страховых компаниях действительно содержат много историй обманутых клиентов. Кому-то отказали в выплате, другим выплатили, но мало, а третьи ждали компенсации слишком долго.

В таких ситуациях помощь автоюристов кажется вполне оправданной, поскольку не каждый автовладелец располагает временем и желанием затевать судебные споры со страховой компанией для отстаивания своих прав.

Однако в случае с «автогражданкой» не обошлось без перекосов.

Тарифы ОСАГО, установленные государством более десяти лет назад, постепенно пришли в несоответствие реалиям рынка. В стране подорожало все от ремонтных работ до самих машин, а цена полисов осталась прежней. В итоге страховые компании стали все чаще сталкиваться с убытками.

Первыми в проблему окунулись небольшие региональные страховщики, которые поняли, что не могут себе позволить выплачивать компенсации по ОСАГО в полном объеме. В итоге стало расти число необоснованных отказов и неполных выплат, а вслед за этим и число недовольных клиентов.

Страхователи массово потянулись в суды в поисках справедливости.

Эта волна подняла со дна рынка сотни юридических контор, которые стали предлагать свою помощь в разбирательствах со страховой компанией, а позже стали массово выкупать у клиентов права требования и уже напрямую взыскивать со страховщиков суммы компенсаций.

Нарисовалась довольно странная с точки зрения здравого смысла картина: держатель полиса ОСАГО при страховом случае обращается не в свою страховую компанию для получения компенсации, а сразу к автоюристам. Те выплачивают ему минимальную компенсацию и покупают его право требования возмещения по полису.

На следующем этапе автоюристы в судебном порядке взыскивают со страховой компании суммы, в несколько раз превышающие тот минимум, который получил обратившийся клиент. Это возможно за счет штрафов, которые налагаются на страховщика за соблюдение формальных процедур ОСАГО (в частности, сроков выплаты).

Например, автолюбитель обращается в юридическую контору с целью получить деньги на ремонт поврежденного авто. Клиент является пострадавшей стороной и имеет право на компенсацию по ОСАГО. Техцентр оценивает ремонт в 30-40 тысяч рублей.

Эту сумму ему и выплачивают автоюристы, приобретая взамен право потребовать со страховой компании компенсацию. В итоге страховщик даже не знает о происшествии и необходимости выплаты компенсации пострадавшей стороне.

Но при этом уже получает повестку в суд, где в итоге нередко вынужден оплачивать максимальные суммы (120 000 рублей плюс штрафы). А ведь эти суммы никак не соотносятся с реальным убытком.

Суды в подавляющем большинстве случаев становятся на сторону истцов, потому что исходят из позиций защиты прав страхователей. При этом очевидно, что о правах страхователей автоюристы пекутся в последнюю очередь. Только бизнес и ничего личного.

Более того, самим клиентам, которые обращаются в такие фирмы в поисках быстрых денег, хотелось бы напомнить, что передача права требования не освобождает их от налоговых обязательств. Это значит, что с той суммы, которую получили автоюристы со страховщика, вам необходимо заплатить налог на доходы физических лиц в размере 13%.

Незнание этого факта не освобождает от внимания налоговой инспекции, а также штрафов за не предоставление декларации. И если при сделке с автоюристами вы получили небольшие деньги (15 000-20 000 рублей), то по итогам можно остаться проигравшей стороной.

Иногда страхователю приходится заплатить большую часть полученных денег в качестве налога с суммы, которую он по факту не получал.

Возникает вопрос: что же делать? Защитить свои права можно и другим способом. Для начала необходимо купить полис ОСАГО в крупной и надежной компании.

Несмотря на то, что рынок обязательного автострахования в конце 2014 года переживает не лучшие времена (особенно в регионах), в отрасли еще остались добросовестные компании.

По большей части, это крупные федеральные страховщики со стабильными позициями на рынке, которые активно занимаются всеми видами страхования, а не только «моторными».

После того как произошел страховой случай, необходимо по возможности подавать документы на выплату своему страховщику. В нынешних условиях компании гораздо проще заплатить клиенту стразу, чем выплачивать более весомые суммы по решению суда. При этом развивать бизнес юридических контор за свой счет совсем не обязательно.

Однако было бы ошибкой винить во всем только автоюристов. Они — ответ на те условия, которые сложились на рынке. Такие конторы просто не смогли бы добиться успеха в своем деле, если бы:

  1. Все страховые компании исправно платили по своим обязательствам.
  2. Владельцы полисов ОСАГО более ответственно относились к выбору страховщика и отдавали предпочтение крупным и стабильным компаниям, а не фирмам-однодневкам.
  3. Государство за последние десять лет провело плавную корректировку тарифов ОСАГО с учетом изменения рыночных условий.

Как говорится, хочешь найти виновного — посмотри в зеркало.

Но не все так беспросветно, как может показаться. С 1 сентября 2014 года в стране действует обновленное законодательство по ОСАГО, которое, в частности, предполагает новый механизм досудебного урегулирования споров.

Это значит, что по закону автолюбитель или его представитель не могут обращаться в суд прежде, чем будут получены результаты взаимодействия со страховой компанией.

Иными словами, сначала нужно получить от страховщика отказ или необоснованно низкую выплату, а уже потом идти со всем этим в суд.

Такая новация закона призвана снизить активность автоюристов, бизнес которых может выйти на новые горизонты, учитывая, что лимиты покрытия по полису ОСАГО теперь увеличены со 120 000 рублей до 400 000 рублей.

В этой связи автолюбителям стоит посоветовать быть более осторожными в общении с автоюристами.

Дело в том, что последние могут всеми силами стремиться сохранить свой прибыльный бизнес и даже попытаться ввести в заблуждение тех клиентов, которые не отслеживают последние изменения законодательства.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_avtoyuristy

Суд со страховой компанией

Защита прав автовладельцев по страховым случаям

Наличие страхового полиса, не важно, КАСКО или ОСАГО, вовсе не является гарантией того, что при наступлении страхового случая автовладельцу будет компенсирован ущерб.

«Фирменная особенность» российского рынка страхования (а в целом и мирового) – частые отказы в выплатах. Поэтому владельцев полисов ждет «незабываемое развлечение» – суд.

Разберемся, можно ли выиграть суд со страховой компанией и почему следует обязательно использовать помощь юриста в Москве при отстаивании своих прав и интересов.

Вообще, как таковых поводов судиться со страховщиками существует не так и много. Если объединить дела в группы, то их получится всего 4.

  1. Прямой отказ в выплате. То есть страховщик, под любым предлогом уклоняется от исполнения своих обязательств по договору.
  2. Косвенный отказ в выплате. Страховая компания (далее – «СК») выплату производит, но не в полном объеме, по различным причинам.
  3. Нарушение сроков выплаты. СК соглашается на выплату, но производит ее с нарушением предусмотренных сроков. За каждый день просрочки клиенту страховщика положена выплата неустойки, что и является поводом для обращения в суд.
  4. СК подает в суд на клиента.

Как показывает практика, суды со страховыми компаниями по выплате являются едва ли не массовым явлением. А вот пропуск сроков почему-то владельцами полисов воспринимается как нечто само собой подразумевающееся. Словно бы автовладелец рад, что хоть что-то согласились заплатить.

Такой подход в корне не верен, ведь с точки зрения законодательства никаких преимуществ у СК нет и быть не может. И любой клиент страховщика, воспользовавшись помощью юриста, сможет отсудить деньги по полису в случае наступления страхового случая.

А стоит ли идти в суд?

Почему люди вообще не спешат судиться со страховой? Из всей массы дел можно выделить следующие «доводы» отказавшихся от судебного отстаивания своих прав и интересов.

  • У СК есть толковые юристы. То есть человек считает, что юрисконсульт страховщика каким-то образом сможет перешагнуть через законодательство. Но кто мешает жертве недобросовестного страховщика самому нанять адвоката?
  • Ремонт «копеечный». То есть фактический ущерб незначителен. Однако это никак не влияет на право получения выплаты в результате страхового случая. А если СК добровольно не хочет платить, то принуждение по суду выльется в значительное возрастание суммы. Ведь тогда страховщику придется покрыть не только фактический ущерб, но и выплатить штрафы, компенсации, пени и даже оплатить услуги юриста.
  • Страх дополнительных расходов. Экспертиза, юрист, в конце концов – почтовые услуги. Люди боятся «вложиться», и в итоге остаться с «носом». И почему-то заранее настроены на поражение.
  • «Бесполезно». Иногда человек сам не понимает, почему не обращается в суд. И никаких доводов привести не может.

Но независимо от «отговорок» клиенту страховой компании нужно уяснить всего 2 вещи. Во-первых, СК добровольно не будет покрывать ущерб, и будет занижать его всеми силами. Во-вторых, чем реже автовладельцы будут отстаивать свои права, тем меньшие выплаты по страховке будут получать.

Лучшей иллюстраций необходимости обращения в суд будет ситуация Николая З., которому СК отказала в выплате по страховке. В итоге – суд со страховой компанией по ОСАГО.

Конечно, каждый сам должен решать – отстаивать свои права, в том числе в суде, или «махнуть рукой». Но стоит иметь ввиду, что в подавляющем большинстве случаев закон стоит на стороне застрахованного человека и отказы СК в выплатах (равно как и занижение) почти всегда неправомерны. А что касается судебного процесса, то здесь все довольно просто.

Как правильно судиться со страховой

Чтобы выиграть суд не достаточно просто направить иск страховой компании, нужно подготовиться к процессу. Он довольно длительный, и в общей сложности потребуется от 2-3 месяцев до 1,5 лет.

Поэтому для начала придется проконсультироваться с юристом по вставшему вопросу. Адвокат укажет, есть ли шанс выиграть дело и какие доказательства нужно приложить. Также будут определены предельные сроки претензионного порядка и обращения в суд – важно не упустить их.

Потребуется также заключение независимой экспертизы, которое укажет на минимальную сумму, которую обязана выплатить СК по полису ОСАГО, КАСКО. Чеки о проведении экспертизы нужно сохранить – эти расходы возлагаются на страховщика.

Второй шаг – составление претензии. Не стоит им пренебрегать, так как у человека на руках должно быть письменное подтверждение того, что СК не желает мирно разрешить спор. Кроме того, ответ на претензию будет лишним доказательством неправомерной позиции страховщика на процессе.

Получив отрицательный ответ нужно обращаться в суд с иском. В заявлении указывается:

  • что послужило причиной спора;
  • почему истец считает, что прав (отсылка к заключениям экспертов, нормам законодательства, договора, судебным решениям по схожим делам);
  • полный список требований к страховой компании.

Выбор суда в этой ситуации довольно простой. Закон позволяет обращаться в районные судебные органы как по месту нахождения ответчика, так и по месту жительства истца. Также допустимо направить иск в суд по месту заключения договора.

При условии, что иск составлен правильно и к нему приложены все документы, суд назначит предварительное и основное слушание. Примерно на 1-2 основном слушании СК попытается предложить мировое соглашение (естественно, с уменьшением суммы, указанной в иске).

Это значит лишь одно: страховщик понимает, что проиграет процесс. Идти на мировую или нет – решать истцу. Но если хочется увеличить сумму и наказать недобросовестного страховщика деньгами – стоит идти до конца. Процессы редко длятся более 7 слушаний, потому «вопрос времени» уже не стоит остро.

И в итоге страховая, как правило, проигрывает.

Но почему СК не платит сразу, если понимает свою неправоту? Все просто: редко кто отваживается хотя бы подать иск, больше половины соглашаются на мировую. И лишь единицы идут до конца. По существу, страховщики почти ничего не теряют, вынося всем и каждому отказы.

Источник: https://Pravda-Zakona.ru/article/sud-so-strahovoj-kompaniej-pomosch-yurista.html

Юристы против страховщиков

Защита прав автовладельцев по страховым случаям

По словам Перевышковой, на практике 90% дел, которые LexLife ведет по спорам, связанным с договорами автострахования, разрешаются в суде в пользу клиента. Это значит, что страховщики нарушают права потребителей, считает она. «В этой ситуации жаловаться нужно не на юристов или автовладельцев, а на собственную систему урегулирования убытков», — считает юрист.

Разные юристы

Компании, которые помогают гражданам в спорах со страховщиками, можно разделить на три типа, следует из комментариев опрошенных РБК юристов.

Первые берут гонорар вперед, а после этого помогают автовладельцам на всех стадиях судебного разбирательства: от подачи заявления в страховую компанию до исполнение решения суда. Все выплаты по суду гражданин получает самостоятельно и без посредников.

Юридические услуги по делам каско и ОСАГО в этом случае, по оценке Перевышковой, стоят от 30 до 100 тыс. руб.

​Вторая разновидность автоюристов делает основной упор на договоры по уступке прав требования, когда автовладелец, не получивший страхового возмещения, продает юридической фирме право взыскивать деньги со страховщика.

Под видом клиента корреспондент РБК позвонил в одну из таких компаний во Владимирской области. «Мы быстренько делаем независимую экспертизу у своих экспертов и выплачиваем вам деньги, — рассказывает представитель юридической компании «Центр страховых выплат» Александр.

— Это в любом случае будет больше, чем вам выплатит страховая компания. А дальше с ними мы разбираемся и судимся сами».

Как рассказывают страховщики, такие юристы выходят на клиентов самыми замысловатыми способами.

«Дежурства около офисов страховых компаний — это самое невинное, что они делают», — рассказывает заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

По его словам, серьезная проблема заключается в том, что юристы стараются перехватить клиентов страховой компании непосредственно на месте ДТП, до того как те обратятся к страховщикам.

«Они стараются выехать на место ДТП и там же договориться о покупке прав требования. Для того чтобы оказаться на месте первыми, вступают в сговор с местным ГИБДД», — утверждает Иванов.

Он же рассказывает, что в регионах автоюристы призывают граждан сообщать о ДТП с помощью СМС-сообщений и платят вознаграждение за эту информацию.

«В Москве это не распространено, возможно, потому что в столице сложно организовать «сотрудничество» с ГИБДД», — говорит Игорь Иванов.

Есть компании, которые практикуют оба варианта помощи гражданам, но честно предупреждают о том, что первый вариант — без уступки прав требования — для автомобилиста выгоднее.

Представитель call-центра компании «Автоюристы Москвы» говорит, что его компания выкупает право преследовать страховщика за 30% до 50% от той суммы, которую недоплатила страховая компания. В этом случае оставшаяся часть выплаты и 50-процентный штраф получают автоюристы.

Корреспонденту РБК представитель компании посоветовал все же не продавать права требования и самостоятельно получить всю сумму недоплаты.

«Если, например, компания недоплатила вам 50 тыс. руб., вы можете получить эту сумму плюс около 25 тыс. руб. штрафа, неустойку в районе 10 тыс. руб., а также около 5 тыс. руб.

морального вреда», — подсчитывает представитель call-центра «Автоюристов Москвы». Кроме того, по его словам, возвращаются также расходы по оценке и на оплату услуг юриста. Неустойки по ОСАГО рассчитываются по тарифу 1% за день просрочки.

Неустойка по каско исчисляется как 1/365 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.

Штраф взыскивается в пользу клиента. Исключения составляют те случаи, когда гражданин обращается в суд через общество защиты прав потребителей. Тогда сумма штрафа делится пополам между потребителем и обществом. Это связано с тем, что общество не имеет права взыскивать плату за юридические услуги.

Налоговые сложности

Обращение за услугами к автоюристам, выкупающим права требования, может обернуться налоговой ловушкой, предупреждают страховщики. Если они выступают в суде от имени клиента, то автовладельцы будут обязаны заплатить НДФЛ в 13% со всех денег, полученных со страховой компании по судебному решению (ст.213 Налогового кодекса РФ).

«Таким образом, клиент попадает в ловушку: с одной стороны, он получит заведомо меньшую выплату по страховому событию, с другой — будет вынужден неожиданно для себя заплатить еще и налоги от полученных автоюристом денежных средств», — рассказывает Ведмедь.

Чтобы избежать такой ситуации, страховщики не советуют подписывать какие-либо документы с автоюристами непосредственно на месте ДТП, а попытаться для начала хотя бы обратиться в страховую компанию.

«Мы также не рекомендуем гражданам выдавать доверенность с правом получения денежных средств юристам или юридическим фирмам», — говорит Перевышкова.

По ее словам, если вы продали долг по договору цессии и юридическая компания вела дела от своего имени, то вы не обязаны оплачивать налоги.

А если она требует от вас доверенность с правом получения денежных средств и будет их получать от вашего имени, то в итоге налоговое уведомление придет вам как собственнику автомобиля, истцу по делу, взыскателю и лицу, фактически получившему прибыль, рассказывает она.

Источник: https://www.rbc.ru/money/30/03/2016/56fac3ae9a79479023fb7aa5

Страховые случаи по ОСАГО: как получить возмещение средств

Защита прав автовладельцев по страховым случаям

После ДТП автовладелец имеет право обратиться в свою страховую компанию для получения необходимых ему денежных средств с целью ремонта транспортного средства. Страховые случаи при ДТП по ОСАГО следует четко знать водителю, который оформил себе такой тип страховки. Чтобы получить деньги по ним, потребуется предоставить страховщикам пакет определенных документов.

Кратко про этот вид страховки

ОСАГО является обязательным видом страхования. Другими словами, водитель при приобретении ТС обязан сразу обратиться в соответствующую компания для оформления ему полиса ОСАГО. КАСКО или ДОСАГО являются уже добровольными видами страхования.

Самое главное заблуждение об ОСАГО у начинающих водителей заключается в том, что по полису покрываются издержки по ремонту их ТС. Это не так. ОСАГО при ДТП в первую очередь защищает чужой автомобиль и второго водителя, который стал участником аварии вместе с вами.

Полис ОСАГО обеспечивает финансовую защиту в случае, если вы становитесь виновником аварии и вам нужно возместить убытки, полученные вторым водителем и его ТС.

В отличие от КАСКО и ДОСАГО, ОСАГО является обязательным видом страхования.

Если же в происшествии пострадал ваш автомобиль или вы сами, то ваше ОСАГО не обязано в данном случае предоставлять финансовую помощь.

Ее можно получить за счет второго участника ДТП, если будет установлено, что это он — виновник произошедшего, или при наличии полиса КАСКО, который как раз и покрывает расходы автовладельца на ремонт его авто.

Размеры страховых выплат устанавливаются государством, поэтому они одинаковые во всех регионах России. Это фиксированные суммы:

  • 120 000 руб. — в случае повреждения только одного ТС;
  • 160 000 руб. — если повредили несколько ТС (на всех вместе);
  • 160 000 руб. — каждому потерпевшему гражданину в ДТП.

Сам полис можно оформлять на 3,6,9 и 12 месяцев. Если за один календарный год вы становитесь виновником нескольких аварий, то стоимость вашего ОСАГО будет повышена.

Без наличия данного вида страховки водитель не имеет права выезжать на дорогу. Такое правонарушение наказывается штрафом в размере от 5 до 8 МРОТ. Даже сам автомобиль он не сможет без нее поставить на учет в ГИБДД.

Этот полис должен быть у вас всегда с собой, в машине. Инспектор ГИБДД может потребовать его у вас вместе с правами и СТС при остановке вашего автомобиля. Если у вас его не окажется с собой, то он вправе отправить ваше ТС на штрафстоянку, откуда вы сможете его забрать, только предъявив полис.

Закон о возмещении ущерба

С весны 2017 года в закон об ОСАГО были включены существенные изменения, которые вызвали возмущение и недоумение у многих автовладельцев. Эти изменения коснулись непосредственно самих страховых выплат. Теперь водителям будут выплачивать не сами денежные средства, а только производить ремонт самого авто.

Важно помнить о том, что если вы свой полис ОСАГО оформляли до 28 апреля 2017 года, когда изменения в закон вступили в силу, то будут выплачены денежные средства. В случае, если полис был выдан уже после этой даты, то производится ремонт пострадавшего авто. Денежное возмещение будет возможно только в редких случаях.

О процедуре возмещения морального ущерба при ДТП вы можете прочитать здесь.

Раньше выплаты ОСАГО осуществлялись двумя путями: либо на счет самого потерпевшего, либо тому автосервису, который занимается ремонтом его авто. Если сумма ремонта превышала лимит, который устанавливался самими страховщиками, то излишек оплачивал сам автовладелец.

С 28 апреля 2017 года ОСАГО оплачивает ремонт ТС самому сервису, а автовладелец получает выплаты в редких случаях.

Сейчас компенсация деньгами замещена на возмещение убытков “натурой”, то есть машину пострадавшего просто отправляют в сервис, который был закреплен за вашей СК.

Тут возникает некоторое противоречие в связи с гарантией на ТС. Для машин не старше 2х лет действует следующее условие.

Страховая обязана направить машину на ремонт в тот автосервис, который обладает правом на ремонт данного ТС по договору с производителем или дилером.

Если с таким сервисом страховщики договор не заключили, то автовладельцу предложат либо любой другой автосервис, либо выплату ему на руки денежных средств.

Здесь и возникает то самое противоречие.

Ведь что делать владельцам автомобилей, на которые оформлена гарантия сроком на 3 или 5 лет? Получается, что страховая отправит их автомобиль в любой автосервис, а если там в процессе ремонта будет что-то повреждено, то по гарантии владелец уже не сможет отремонтировать свое авто. Денег от страховой в данном случае ему тоже уже не выплатят.

В определенных случаях автовладелец может получить выплаты по новому закону об ОСАГО.

Есть ряд случаев, когда автолюбитель может претендовать на получение выплаты по ОСАГО:

  • ТС сильно повреждено и нет возможности его отремонтировать;
  • водитель погиб в аварии, а родственники его машину ремонтировать отказываются;
  • потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред;
  • у водителя есть инвалидность, а его ТС в связи с данным фактом является специальной машиной;
  • для оплаты ремонта не хватает денежных средств;
  • была определена ответственность для обоих водителей в случившемся;
  • потерпевший не согласился отдавать свое ТС на гарантии в сервис, у которого не было договора с производителем;
  • было заключено соглашение между потерпевшим и страховой;
  • ЦБ вынес постановление о том, что компенсация должна быть проведена только путем выплаты денежных средств.

Что подходит под понятие страхового случая

На законодательном уровне самому понятию, как “страховой случай” уделено крайне мало внимания. В ФЗ №40 и 306, Постановлении Правительства РФ №263 и в Положении Центробанка №431-П “Об ОСАГО” он описывается в общих деталях и не очень ясно даже самим страховщикам, не то что автовладельцам.

Суть СС и так называемой автогражданки в целом определяют два важных понятия: объект и субъект страхования. Первый — это автогражданская ответственность виновного гражданина за причиненный им вред. Второй — передвижение автомобиля по дорогам РФ.

По ОСАГО не каждое ДТП признается страховым случаем.

Таким образом, страховой случай определяется, как нанесение ущерба другому ТС, имуществу или гражданам в результате движения ТС виновника аварии по дорогам. Исходя из этого определения можно заключить, чтобы признать случай страховым, нужны следующие факторы:

  • наличие самого полиса;
  • ТС было в движении перед происшествием;
  • ущерб был действительно нанесен.

При этом, все СК признают факт наступления страхового случая при движении ТС по проезжей части, то есть если оно не двигалось, то его не может быть.

Хотя в ФЗ №40 говорится о том, что страховым признается любой случай, при котором использовалось ТС. Это противоречие приводит к тому, что некоторые суды признают страховым случаем и когда автомобиль никуда не двигался. Ведь понятие “использование ТС” можно трактовать очень свободно.

ДТП является страховым случаем по ОСАГО, но есть ряд факторов, при которых он может быть и не признан таковым:

  • происшествие наступило в результате стихийного бедствия;
  • ущерб ТС или гражданам был нанесен по причине ядерной атаки или радиоактивной аварии;
  • авария произошла по причине военных действий;
  • вред людям или ТС имел место из-за народных волнений (революция, забастовки и т.д.);
  • если была доказана умышленность нанесенного ущерба участниками аварии.

Эти положения перечислены в 8-ом пункте правил ОСАГО. Есть еще 9-ый пункт, в котором перечислены еще ситуации, не подпадающие под страховые для СК:

  • на ТС не был сделан полис ОСАГО;
  • факт нанесения морального ущерба;
  • упущенная выгода;
  • учебная езда/соревнования/испытания;
  • нанесение ущерба окружающей среде;
  • получение вреда от перевозимого груза;
  • ущерб нанесен водителям, которые работают официально на компанию (в этом случае все расходы на себя берет работодатель);
  • вред, полученный работодателем вследствие действий его работников;
  • ущерб, нанесенный ТС самим владельцем;
  • повреждение ТС произошло в результате погрузочных или разгрузочных работ;
  • превышение лимита по страховке;
  • получение ущерба пассажирами (распространяется только на случаи пассажироперевозок).

При наличии этих данных само происшествие уже не подпадает под страховой случай по ОСАГО. Они могут быть оспорены в суде, но далеко не всегда.

В 8-ом и 9-ом пунктах в ОСАГО перечислены ситуации, когда СК может не признать случай страховым.

Допустим, ваш автомобиль был угнан, то будет ли считаться данный случай страховым? Нет, так как вашим ТС управляет уже другой человек, а значит никаких выплат по ОСАГО не будет.

Для грузовых и пассажирских транспортных средств может быть отказано в выплате или ремонте по ОСАГО, если на данные машины уже истек срок действия диагностической карты.

Порядок оформления СС по данной страховке

Какие документы нужны для страховой при ДТП по ОСАГО:

  • паспорт гражданина РФ или доверенность, если сам гражданин не может представлять свои интересы;
  • банковские реквизиты;
  • протокол и постановление (разрешены к подаче как оригиналы, так и копии, заверенные в Госавтоинспекции);
  • справка №154 о ДТП;
  • извещение об аварии;
  • права лица, который находился за рулем виновного ТС;
  • документ, подтверждающий право владения автомобилем (ПТС, договор купли-продажи и т.д.)

Извещение о произошедшем ДТП следует подавать в страховую в следующие сроки:

  • в течение 5 дней, если был составлен европротокол;
  • в 15 дней при фиксации аварии сотрудниками ГИБДД.

Его можно подать лично в офис компании, заказным письмом с уведомлением и описью, а также с помощью курьерской службы.

Для получения выплат по ОСАГО нужно собрать необходимые документы и подать их в течение 5-15 дней.

Далее, после подачи извещения, в течение 5 дней страховщики должны отправить автомобиль на экспертизу, после чего составляется акт осмотра. Только при прохождении этого обязательного этапа выписывается направление на ремонт. Этот документ состоит из двух частей:

  • общие сведения о собственнике и автомобиле;
  • перечень повреждений и ремонтных работ.

Самая главная из них — как раз последняя. В этом перечне должны быть перечислены как внутренние, так и внешние повреждения. Внимательно просмотрите данный акт прежде, чем заверить его своей подписью. Обязательно возьмите копию этого акта и проведите свою, независимую экспертизу на всякий случай.

Затем машина направляется на ремонт после ДТП в автосервис, с которым был соглашен договор у СК. Срок проведения — месяц. Автомобиль отправляют не в первый попавшийся сервис, а в тот, который расположен не далее 50 км от места происшествия или проживания самого гражданина.

Процедура действий в случае получения отказа от СК

Если будут установлены следующие факты, то страховщики не обязаны заниматься ремонтом ТС пострадавшего лица:

  • гражданин, виновный в аварии, находился в неадекватном состоянии;
  • он уехал с места, до прибытия ответственных органов;
  • у водителя не оказалось страховки;
  • у него отсутствовали права на управление данным ТС.

Ремонт по страховке не был проведен не по вышеприведенным причинам? Тогда вы имеете право подать исковое заявление в суд на вашу СК и добиться там выплат по страховому случаю ОСАГО.

Если вам отказали в выплатам по ОСАГО, то вы можете подать исковое заявление в суд на вашу страховую компанию.

Алгоритм действий заявителя должен быть следующий:

  • сделать копию акта осмотра ТС;
  • забрать оригиналы справки о ДТП и постановления;
  • получить выписку по банковскому счету или письменный отказ из СК на проведение ремонта авто;
  • обратиться к эксперту для повторного осмотра ТС;
  • подготовить и отправить в СК претензию;
  • подать иск в суд;
  • выиграть дело в суде и получить постановление;
  • написать в суд заявление о получении исполнительного листа для получения выплат с СК.

Если страховщики вышли победителями, то вы можете подать апелляцию в суд.

Заключение

Каждый водитель должен оформлять себе данный вид страховки. Получение выплат по ОСАГО происходит при прямом возмещении убытков с виновника ДТП потерпевшему. С 2017 года денежные выплаты производятся в редких случаях, а в других — СК осуществляет только ремонт ТС. Это правило распространяется на тех, кто оформил полис после 28 апреля 2017 года.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98 

Это быстро и бесплатно!

Для получения компенсации нужно подать заявление о страховом случае, справку о ДТП и прочие документы по списку. Это следует выполнять в течение 5-15 дней, иначе СК вправе отказать в ремонте автомобиля, которому вы нанесли ущерб. После этого страховщики проведут экспертизу авто и направят его на ремонт в автосервис.  Если вам будет отказано в этом, то вы вправе подать в суд на СК.

Источник: https://prava.expert/avtoyurist/strahovanie/sluchai-po-osago.html

Страховой случай по ОСАГО: что входит в перечень случаев, что делать потерпевшему при его наступлении

Защита прав автовладельцев по страховым случаям

Если говорить о том, что является страховым случаем по ОСАГО, нужно перечислить множество ситуаций, в которые потенциально могут попасть российские автовладельцы.

В законе и на официальных сайтах страховщиков страховые случаи не перечислены, потому что их может быть множество.

Выплаты по ОСАГО осуществляются автостраховщиком при повреждении любого имущества и нанесении вреда здоровью, жизни третьих лиц.

Что такое ОСАГО?

ОСАГО – обязательная страховка, которую должен оформить каждый автовладелец, эксплуатирующий транспортное средство. По документу страхуется ответственность водителя, а не имущество: автостраховщик обязуется осуществить выплаты пострадавшим в ДТП, авариях, если виновником в них является застрахованное лицо.

Важно! При наступлении страхового случая по ОСАГО, выплаты со стороны автостраховщика осуществляются пострадавшим. Виновник ДТП по автогражданке не может получить бесплатный ремонт или денежную компенсацию.

Что является страховым случаем по ОСАГО?

При авариях и ДТП страховыми случаями будут считаться любые ситуации, в которых застрахованное лицо, управляя автомобилем с оформленным ОСАГО, причинил вред имуществу и здоровью других лиц.

Действие полиса распространяется на:

  • автомобильные дороги любого типа (трассы, автомагистрали, проселочные, подъездные пути и т. д.);
  • автостоянки, дворы многоквартирных и загородных домов, прилегающие территории, на которых разрешено движение транспортных средств;
  • АЗС и т. д.

Понятие «страхового случая» по ОСАГО включает в себя различные события, прописанные в соглашении и законодательстве, с наступлением которых автостраховщик обязан осуществить денежные выплаты пострадавшим.

Примечание! В федеральном законе №40-ФЗ сказано, что страховыми случаями считаются события, в которые застрахованное лицо попало, находясь за рулем автомобиля. Страховщик обязан произвести выплаты пострадавшим, если водитель имел действующий полис и нанес ущерб имуществу, здоровью других лиц.

Нестраховые случаи по ОСАГО прописываются отдельным пунктом в договоре между водителем и компанией. Критериями страхового случая являются:

  • Наличие у водителя действующей страховки на момент наступления страхового случая. Если у виновника нет полиса, то пострадавшему нужно обращаться напрямую в судебные инстанции для получения компенсации.
  • Движение автомобиля. По ОСАГО ДТП считается случившимся, если машина двигалась и нанесла ущерб.
  • Наличие актуального ущерба. Пострадавший имеет право получить выплаты от страховщика только по факту конкретного ДТП (полученные раньше повреждения в расчет не принимаются).
  • Присутствие виновника. Выплаты после ДТП можно получить, если был установлен виновник страхового случая. В любых других случаях вопрос решается в суде.

При ДТП

В случае наступления ДТП к страховщику виновника должен обращаться пострадавший. Виновному лицу это делать необязательно. Случаи ДТП рассматриваются в течение 20 суток с момента обращения.

Обязательными субъектами аварии выступают:

  • виновник;
  • пострадавший (один или несколько);
  • поврежденное имущество (здоровье, жизнь человека).

Выплаты по ОСАГО по страховым случаям осуществляются в установленном законодательством порядке. Лимит – 400 т. р. на один полис страхования.

Без аварии

К перечню страховых случаев без ДТП относят множество различных событий. Наиболее частые из них:

  • хищение автомобиля, угон;
  • умышленное повреждение транспортного средства третьими лицами (физическое воздействие, поджог, самопроизвольное возгорание и т. д.);
  • повреждение машины в результате стихийного бедствия.

Независимо от силы повреждения, нанесенного ущерба и иных обстоятельств, по полису ОСАГО невозможно получить страховые выплаты, если застрахованное лицо является виновником ДТП. От подобных рисков автомобили страхуются по полисам КАСКО.

Что делать потерпевшему при наступлении страхового случая?

Говоря о том, что делать потерпевшему и виновнику сразу после ДТП, необходимо привести в качестве примера список действий. Он выглядит следующим образом:

  • Установка знака аварийной остановки, включение на машинах, участвующих в аварии, «аварийки».
  • Разрешение всех вопросов между пострадавшим и виновником. Если денежный вопрос решается на месте, то уведомлять страховую компанию, ГИБДД и другие инстанции не требуется – можно разъезжаться, оставляя место ДТП.
  • Фото- и видеофиксация места происшествия, по которой должно быть понятно точное расположение автомобилей относительно дорожного полотна, объектов инфраструктуры. Если стороны между собой решили, кто из них виновник и кто пострадавший, то оформить страховой случай можно на посту ДПС, в полицейском участке (актуально, если поврежденные машины существенно мешают другим участникам движения). Оформление документов без полиции возможно с применением европротокола.
  • При наличии разногласий нельзя менять расположение машин после аварии. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, найти и спросить контакты у свидетелей происшествия. Рекомендуется выполнить фото- и видеофиксацию места аварии (зафиксировать надо всё, что потенциально может относиться к делу о ДТП).
  • Заполнение специального бланка, который автостраховщики всегда прикладывают к полису ОСАГО. Там есть рекомендации по его заполнению, которым надо следовать.
  • Сотрудники ДПС обязаны на месте выдать справку. Надо дождаться ее получения.
  • Предоставить поврежденный автомобиль на осмотр сотрудникам страховой компании. До этого момента нельзя его ремонтировать.

Важно! При наличии пострадавших, необходимо оказать им первую помощь, вызвать скорую, записать контакты свидетелей произошедшего. Настоятельно не рекомендуется убирать автомобиль с дороги, перемещать его каким-либо образом.

Оформлением документации должен заниматься пострадавший. Виновник аварии не обязан уведомлять автостраховщика о случившемся. Пострадавшая сторона обращается в страховую компанию виновного лица или в свою.

Как оформить страховой случай по автогражданке?

Оформление страхового случая по ОСАГО осуществляется с помощью бланка, который прикладывается к полису. Рекомендуется в короткие сроки выслать любым подходящим способом автостраховщику уведомление о случае аварии.

В какие сроки нужно обратиться?

недавно принятые поправки к закону обязывают автовладельцев обращаться к страховщикам в 5-дневный срок после дтп. за это время надо подготовить оформленные документы.

передать документы сотрудникам компании допускается следующими способами:

  • по электронной почте;
  • заказным письмом по обычной почте;
  • лично (посетив офис компании).

важно! каждая организация устанавливает свои правила обращения, поэтому перед отправкой документации рекомендуется позвонить по горячей линии и уточнить, какими способами могут быть переданы документы о страховом случае.

заявление и необходимые документы

обычный пакет документов по страховым случаям при дтп включает в себя:

  • заполненное по форме заявление (образец);
  • ксерокопия паспорта;
  • справка о дтп, извещение (бумаги оформляют сотрудники дпс на месте происшествия);
  • полис;
  • реквизиты перечисления компенсации.

сколько времени занимает рассмотрение?

закон обязывает рассматривать страховые случаи по осаго не более 20 рабочих дней. за этот срок сотрудники компании обязаны осмотреть поврежденный автомобиль, оценить причинённый ущерб, выполнить необходимые расчеты. о сроках получения компенсации стоит уточнять по телефону горячей линии или в офисе компании.

в каком размере можно получить выплаты?

Лимиты на выплаты по ОСАГО не меняются давно:

  • 400 000 р. (максимальная компенсация, предусмотренная в случаях только поврежденного имущества третьих лиц);
  • 500 000 р. (максимальная выплата, если во время ДТП был причинен ущерб здоровью и жизни других людей).

Примечание! Если в происшествии пострадали несколько автомобилей и людей, то размер компенсации не увеличивается, а равномерно распределяется между всеми пострадавшими сторонами.

Действия в случае отказа страховой компании возмещать ущерб

По недавним сообщениям Российского союза автостраховщиков, компании отказывают в выплатах по ОСАГО, если имеют место следующие случаи:

  • виновником ДТП стало лицо, имени которого нет в оформленном полисе на машину;
  • пострадавшая сторона требует возместить упущенную выгоду (возмещение морального вреда также не является страховым случаем);
  • авария произошла на площадках для обучения управлению автомобилем, во время автомобильных соревнований, испытаний, тестов (в этих ситуациях наступает ответственность водителя, который управлял авто);
  • вред был нанесен прицепу, транспортируемому грузу, дополнительному оборудованию;
  • в результате аварии произошло уничтожение антиквариата, построек и домов, имеющих историческое и культурное значение, предметов религиозного значения, драгоценностей, произведений искусства и иных объектов интеллектуальной собственности.

Если страховая копания отказывает в возмещении ущерба, надо следовать четкому алгоритму действий. Он выглядит следующим образом:

  • Получение официального письменного отказа. Эта бумага должна выступить в качестве основания для начала судебного разбирательства.
  • Уточнение причины отказа от перечисления страховой выплаты. Если повод законный, то смысла идти с иском в суд нет. Если причина надумана или неверна, то стоит нанять автоюриста.
  • Обращение в РСА, ЦБ. Подача жалобы на действия автостраховщика в эти инстанции позволяет в короткие сроки получить страховую компенсацию, избежав судебных разбирательств. Жалоба может быть направлена заказным письмом по почте, через интернет на сайте РСА, в отделении союза автостраховщиков. Рассматривается заявление около месяца.
  • Срок исковой давности по делам, которые связаны с ОСАГО, составляет три года. Поэтому в течение трех лет с момента отказа страховой компании от выплат можно обратиться в суд с иском.

При наступлении страхового случая не стоит паниковать. Если нет понимания о том, что нужно сделать, рекомендуется не перемещать свой автомобиль и не покидать место ДТП. Можно позвонить в страховую компанию или в РСА, чтобы уточнить правильность своих действий.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/strakhovoy-sluchay-po-osago.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/strahovoi-sluchai-po-osago-chto-vhodit-v-perechen-sluchaev-chto-delat-poterpevshemu-pri-ego-nastuplenii-5db800c41ee34f00aeabae47

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.