Защита прав водителя

Содержание

Права и обязанности водителя // ИООО

Защита прав водителя

Большое количество автовладельцев не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками ГИБДД, поэтому  велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций с дорожной полицией. На сегодняшний день большинство водителей не верят, что можно отстоять свои права при встрече с сотрудником ГИБДД.

Ведь при споре с сотрудником, обстановка обычно не благоприятная и чаще всего водителям проще согласиться с инспектором ДПС, чем оспаривать его мнение.

Инспектора могут рассчитывать на то, что водители в большинстве случаях не знают административного законодательства и, следовательно могут ввести в заблуждение, относительного того или иного вида нарушения ПДД.

Для того, чтобы таких нарушений было меньше и вовсе не было, нужно знать свои права и обязанности. Поэтому мы бы хотели привести  перечень тех прав и обязанностей водителя, зная которые водитель сможет избежать конфликтов с дорожной полицией и незаконных обвинений в свой адрес. 

По требованию инспектора ДПС  остановитесь в указанном им месте (п. 6.11 ПДД РФ)

При этом требование инспектора об остановке, должно быть понятным всем участникам дорожного движения. После остановки инспектор ДПС  должен незамедлительно подойти к вам.  Вы же останавливайтесь так, чтобы  не нарушать правил парковки, поскольку сотрудник ДПС может выписать вам за это штраф.

Вы имеете полное право не выходить из машины и вести разговор с сотрудником полиции через окно. Сотрудник должен сам подойти к вам, при этом внятно представиться. Но многие водители, от не знания или от страха, сразу, же  выходят из автомобиля,  только остановившись.

Так что если вас остановили — можете спокойно оставаться на месте: инспектор сам подойдет к вам. 

Вы можете не выполнять требования об остановке,  которое происходит в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц одиночным нарядом и на автомобилях без специальных обозначений, если у вас есть основания полагать, что вас останавливает не работник полиции и с нарушением таких правил.

После этого  необходимо незамедлительно сообщить (зафиксировав письменно) об этом случае на ближайшем посту ГИБДД или отдела полиции. При этом, Вы имеете право потребовать от инспектора предъявить Вам служебное удостоверение, удостоверяющее его личность, которое он обязан Вам показать не выпуская из рук.

При необходимости   запишите данные инспектора ДПС, поскольку в случае каких-либо разногласий вы будете знать на кого и куда жаловаться.

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства (п. 93.1. Административного регламента МВД) в случаях:

  1. наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  2. для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  3. для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  4. когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  5. необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  6. когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Вы имеете полное право  на то, чтобы записать  все действия инспектора, а также всего пути вашего следования  на видеокамеру, или беседу с ним на диктофон (Закон «об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

Если есть такая возможность, то обязательно воспользуйтесь ей, так как  ваши аудио- и видеозаписи могут быть приняты как доказательство по делу.

Сотрудник ГИБДД может  предъявить в качестве доказательства только  фото и видеозаписи, которые сделаны техническим средством, отвечающее установленным  законом требованиям.

 Изъятие средств аудио- и видеозаписи запрещен (только, если они стали и могут стать орудием правонарушения). 

Когда ваш  автомобиль остановился, поздоровайтесь с инспектором ГИБДД, будьте вежливы, не грубите, говорите корректно и уважительно, и обязательно спросите причину остановки, т.к.

  основания для остановки транспортного средства должны быть четко сформулированы инспектором, для разъяснения водителю причины такой остановки.

Если  причина остановки  Вам не оглашена, то вы имеете полное право распрощаться с инспектором ДПС, при этом спросив разрешения на продолжение пути. 

Основаниями для остановки транспортного средства являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных  об использовании тс в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абз.5 п.4 Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на тс и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Бывают такие случаи, когда  инспектору придраться совсем не к чему, им может быть пущен в ход такой довод, как: «Вы не пристегнуты ремнем безопасности». В свою очередь Вы можете пояснить, что ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнул его, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы приготовиться выйти из автомобиля и предъявить документы. Поскольку в  остановившемся автомобиле ни водитель, ни пассажир не обязаны быть пристегнуты. В случае неадекватного поведения инспектора или очевидного нарушения ваших прав водителя, обязательно поясняйте все подробно в своих объяснениях. Также, если вы не согласны с действиями сотрудника ГИБДД, то вы вправе потребовать вызвать вышестоящее должностное лицо.

Не стоит забывать и том, что водитель автомобиля должен подчиняться требованиям и распоряжениям лиц, обозначенных в ПДД как регулировщик:

  • сотрудники полиции;
  • сотрудники военно-автомобильной инспекции;
  • работники дорожно-эксплуатационных служб;
  • дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах. 

Зная свои права и обязанности,  водитель застрахован от противоправных действий сотрудников ГИБДД.  Поэтому постарайтесь запомнить их, и применять эти знания в ситуациях, в которых сотрудники преднамеренно могут ущемлять ваши права, вменяя вам те нарушения, которые вы не совершали.

Так как большая часть водителей абсолютно не знает своих прав, административного законодательства, а в некоторых случаях даже правил дорожного движения, этим  и пользуются сотрудники ГИБДД,  считая, что не знание водителей, ставит сотрудников в выигрышную ситуацию, в которой они «наживаются» на неграмотных автомобистах. Но не забывайте, что действия сотрудников могут быть обжалованы в суде.  

Источник: http://38doroga.ru/info/useful/prava-voditelya

Читать

Защита прав водителя
sh: 1: –format=html: not found

Защита прав водителя 2018

© Давыденко Е. И., составление

© ООО «Издательство АСТ»

Введение

Автомобиль – источник повышенной опасности. Это закреплено в законодательство, это не вызывает споров и разногласий в общественном сознании и культуре. Практически каждый человек старается вести себя осторожно поблизости от пробегающих автомобилей.

Общее количество аварий, связанных с самолетами, пароходами и поездами, вместе взятыми за год, по сравнению с количеством автомобильных аварий, случившихся всего за один час, составит какую-то долю одного процента. А количество жертв и пострадавших в результате автомобильных аварий можно сравнить только с потерями в глобальных военных конфликтах.

До сих пор в России ежегодно гибнет в дорожно-транспортных происшествиях больше людей, чем Советский Союз потерял жизней в Афганистане.

Эта книга – о вреде, который автомобиль может причинить своему хозяину и пользователю.

Каждый водитель, уплачивая начисленный штраф за административное правонарушение, испытывает это чувство «пострадавшего», своим кошельком отвечающим за происходящее на дорогах, и о том, как максимально уберечься от неприятностей на дорогах.

Конечно, никакой стопроцентной гарантии защиты ото всего, что может случиться на дорогах, никто никому никогда не даст, но любому уважающему себя водителю следует помнить, что «выживает в бою» только тот, кто хорошо владеет и умело пользуется своими правами.

Фактически есть три «рубежа» защиты прав водителя.

Первый рубеж – это знание и точное соблюдение требований всех нормативных документов и других условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Это – Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения с приложением Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, другие нормативные акты, включая федеральные законы о безопасности дорожного движения, обязательном страховании гражданской ответственности и другие. Физическое состояние, психологическая готовность к поездке – и другие обстоятельства, внимание к которым позволит свести риск к минимуму, а значит, создать условия для ненарушения своих прав.

Второй рубеж – это «линия» административной ответственности. Там «еще ничего не случилось». Нарушения, предусматривающие применение административных мер и санкций имеют формальный, «предупредительный» характер.

Это похоже на «восточную мудрость»: принять «меньшее зло, чтобы не допустить большего зла». Административная ответственность в виде штрафов и других санкций несопоставима по своей тяжести с последствиями дорожно-транспортного происшествия.

Но и здесь есть возможность бороться за свои права водителя, добиваться отмены или ослабления наложенных наказаний.

Третий рубеж – уголовная и гражданская ответственность. Даже после ДТП необходимо продолжать бороться за свои права. Во-первых, далеко не всегда вина за его совершение лежит только на одном водителе.

А значит, здесь – в рамках состязательного процесса – есть возможность в значительной степени доказать свою правоту и добиться лучшего решения.

Во-вторых, необходимо мобилизовать все возможности «привлечения» закона на свою сторону.

На «третьем рубеже» нужны профессиональные юридические услуги. Участвовать в судебном заседании и быть активным участником соревновательной судебной процедуры – занятие, требующего хорошего знания процедурных вопросов, умения быстро в них ориентироваться, а также с правовой точки зрения оперативно реагировать на все возникающие во время суда ситуации и коллизии.

Тут уже никакая книга не может заменить опыт и профессионализм. Не выезжали же вы на дорогу, впервые оказавшись за рулем автомобиля и только по дороге собравшись «почитать» Правила и по ходу узнать, как крутить рулевое колесо и куда «нажимать», чтобы остановиться.

Но предупредить об этой опасности книга в состоянии.

В книге вы также найдете необходимую информацию по вопросам общения водителей с инспекторами ГИБДД, использованию всех возможностей своей защиты в рамках административных, гражданских и уголовно-правовых отношений.

Вы узнаете:

какими реальными правами и обязанностями обладают водители и сотрудники полиции;

какие административные штрафы и санкции актуальны на 2018 год;

как действовать в нештатных и критических ситуациях в дорожном движении и как их избежать;

к чему следует всегда быть готовым на дороге;

как правильно планировать поездки в различное время суток, время года и в различных погодных условиях, чтобы повысить свою безопасность.

Эта книга будет полезна для всех водителей: новичков, начинающих свой путь по дорогам России, опытных водителей со стажем и тех, кто еще только учится в автошколах. Не забудьте взять ее с собой в дорогу!

Законы и другие нормативные документы по защите прав водителя

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит перечень административных правонарушений, в том числе в сфере дорожного движения и соответствующих им наказаний в виде штрафов, лишения права управления ТС и других санкций, а также определяет порядок производства, сроки и должностных лиц, выносящих решения по фактам административных правонарушений (выборку статей КоАП РФ, относящихся к водителю, см. в таблице на с. 49–91 этой книги).

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит перечень преступлений, в том числе в сфере безопасности дорожного движения, за совершение которых водитель ТС подлежит уголовному наказанию.

Гражданский кодекс Российской Федерации включает статьи по компенсации причиненного материального и иного ущерба.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) определяет наиболее общие нормы, регламентирующие порядок обращения сотрудников полиции с гражданами.

Эти требования должны соблюдать все сотрудники органов внутренних дел, в том числе и обеспечивающие соблюдение правопорядка на дорогах Российской Федерации.

В частности, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Закон о полиции на органы внутренних дел возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержит наиболее общие нормы и принципы организации дорожного движения в Российской Федерации и обеспечения его безопасности.

Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (далее – Административный регламент), утвержденный приказом МВД России от 23.08.2017 № 664, указывает нормы поведения и допустимые действия сотрудников ГИБДД при общении с гражданами по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения Российской Федерации

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=605127&p=1

Права водителя при остановке ГИБДД

Защита прав водителя

Воскресенье, и Вы торопитесь в гости (а может, за покупками). Так много нужно успеть до начала новой рабочей недели. И тут на Вашем пути появляется он — инспектор ГИБДД…

 

Каждого водителя хотя бы раз останавливал сотрудник ДПС, однако далеко не все знают свои права в такой ситуации. Как правильно реагировать при составлении протокола, можно ли снимать инспектора на телефон и не отдавать водительское удостоверение (при нарушении), а также о других вопросах – читайте далее.

1. Вы не обязаны покидать автомобиль.

Согласно п.

89 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России №664 (далее — Регламент) после остановки транспортного средства сотрудник обязан незамедлительно подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности.

Перечень случаев, в которых инспектор имеет право попросить водителя покинуть автомобиль, закрытый (п. 93.1, 93.3 Регламента):

  • есть признаки опьянения водителя или его болезненного состояния;
  • необходимо провести личный досмотр, осмотр / досмотр ТС или груза;
  • необходимо в присутствии водителя сверить номера агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
  • необходимо участие водителя в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи участникам движения или сотрудникам полиции;
  • необходимо устранить неисправность ТС или нарушение правил перевозки грузов;
  • поведение водителя угрожает безопасности сотрудника.
  •  

2. Инспектор обязан сообщить Вам причину остановки.

Перечень таких причин также закрытый и содержится в пункте 84 Регламента — всего 14.

Приведем самые распространенные причины:

  • визуально или при помощи специального технического оборудования установлены признаки нарушений ПДД;
  • у инспектора имеются данные о том, что лицо, которое находится в автомобиле, причастно к совершению преступления, ДТП или иного правонарушения, либо может быть опрошено в качестве свидетеля;
  • проводятся санкционированные мероприятия (например, операция “Трезвый водитель” и т.д.); есть информация, что транспортное средство находится в розыске или же оно может применяться для противоправных действий.
  •  

3. Вы имеете право хранить молчание — или дать объяснения.

На многие нарушения правил дорожного движения нас толкает не желание “полихачить”, а какие-либо обстоятельства. Например, для того чтобы избежать столкновения с другим авто, Вы пересекли двойную сплошную полосу.

Этот факт может стать смягчающим обстоятельством или позволит вовсе избежать штрафа. Вы можете объяснить происходящее так, как считаете нужным, а инспектор обязан Вас выслушать и занести объяснения в протокол.

Если перед подписанием Вы не увидели своих объяснений в протоколе или если они неточные — смело вносите Ваши объяснения в специальную графу самостоятельно.

Инспектор требует объяснений, а Вы не хотите ничего объяснять? Имеете право! Ссылайтесь на 51 статью Конституции, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

4. Вы можете снимать сотрудника инспекции на камеру, а в случае досмотра требовать присутствия понятых или ведения видеозаписи инспектором.

Многие сотрудники пользуются тем, что в обновленном Регламенте отсутствует пункт о видеосъемке. На самом деле, запретить видеосъемку Вам могут только если это необходимо для сохранения тайны (например государственной) или когда проводится оперативное мероприятие. Естественно, об этом сотрудник ГИБДД должен об этом сообщить отдельно.

В остальных случаях снимать можно и нужно. Особенно, если Ваши права нарушаются, ведь позже эта видеозапись может стать доказательством в суде. Стандартное объяснение для инспектора может звучать так: “Я не снимаю, а фиксирую нарушение”.

Если у инспектора есть основания досмотреть Ваш автомобиль, он должен позвать понятых или вести видеосъемку. Если им не соблюдено это условие, но он продолжает досмотр — не останавливайте его. Позже обязательно укажите в протоколе, что досмотр производился без понятых/ведения видеосъемки: он будет признан недействительным.

5. Вы имеете право ознакомиться с текстом протоколов, актов и постановлений, указать разногласия и получить их копии.

Протокол составляется немедленно (ст.28.5 КоАП РФ).

После составления протокола, инспектор обязательно представит Вам его для ознакомления. Он предложит подписать протокол, однако не стоит торопиться: внимательно прочитайте написанное.

Помните, что согласно п. 151 Административного регламента Вы имеете право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны быть в нем отражены или приложены к протоколу.

Инспектор не подписал протокол? Попросите его завершить оформление и только потом приступайте к занесению своих пояснений. Частая уловка звучит как “мне будет нужно проверить написанное”. Предложите ему проверить сейчас и отдать Вам.

Если уловки продолжаются и в ход пошли требования подписать отказ от составления протокола, возьмите протокол, сделайте замечания и отделите от него вторую часть. В графе “объяснения” напишите, что правила не нарушали, “с нарушением не согласны”, производилось фотографирование, схема не составлялась, от предоставления свидетелей инспектор ДПС отказался.

Хотите написать подробнее? Тогда не делайте выводы в своем тексте, не следует писать о крайней необходимости и т.п., если только Вы не прожженный профи и не знаете, что делаете. Напишите об обстоятельствах “как есть”, а возможное толкование Вам позже подскажет юрист.

❗ В любом случае не пишите под диктовку инспектора ДПС. Оптимальный вариант: написать “с нарушением не согласен, правила не нарушал”. Позже можно будет решить, что с этим делать.

6. Вы имеете право не отдавать водительское удостоверение.

Помните, что основанием для изъятия водительского удостоверения является только исполнение приговора суда, вступившего в законную силу, или постановления по делу об административном правонарушении о лишении права управления транспортным средством. После вступления постановления в силу у водителя есть три рабочих дня, чтобы самостоятельно сдать удостоверение; в противном случае срок лишения будет продлен и дополнительно придется заплатить штраф.

Это правило установлено пунктом 221 Регламента, и оно призвано положить конец долгое время существовавшему обыкновению изъятия водительского удостоверения на месте остановки.

7. Вы имеете право узнать должность, звание и фамилию инспектора, а также дежурную часть, в которой он служит.

В соответствии с Административным регламентом и Законом “О полиции” инспектор, подойдя к автомобилю, должен представиться — сообщить водителю свою фамилию, звание и должность.

По Вашему требованию он также обязан показать служебное удостоверение (не передавая его в руки водителя).

Для того, чтобы проверить точно ли сотрудник находится при исполнении и служит в том подразделении, которое он назвал, Вы можете позвонить туда для проверки. Инспектор должен сообщить Вам телефонный номер подразделения.

8. Вы имеете право ничего не платить на месте: штрафы оплачиваются в ином порядке, а за взятку привлекут к ответственности как Вас, так и сотрудника.

Инспектор ГИБДД не может требовать деньги даже в случае нарушения Вами правил дорожного движения.

Не секрет, что некоторые из них склонны к коррупции: Вам могут предложить договориться на месте, обещать скидку, предложить за доплату указать в протоколе иное правонарушение с меньшим штрафом. Подумайте, нужно ли Вам это.

Проще оплатить штраф в установленном порядке (со скидкой в 50% — при оплате через Госуслуги) или оспорить его вместо того, чтобы рисковать быть оштрафованным еще на десятки тысяч за дачу взятки.

9. Вы имеете право потребовать медицинского освидетельствования.

В случае, когда у инспектора есть основания полагать, что Вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, он предложит пройти проверку на содержание алкоголя в крови — “подышать в трубочку”.

Если у Вас есть сомнения в точности алкотестера, инспектором нарушена процедура проверки или не составлен протокол — смело отказывайтесь. В таком случае Вы сможете пройти медицинское освидетельствование сдав пробы в лаборатории.

10. Вы имеете право обжаловать незаконные действия инспектора.

Любое правонарушение как со стороны обычного гражданина, так и со стороны сотрудника ГИБДД недопустимо и является основанием для взыскания сопутствующих убытков потерпевшей стороной.

Вы можете подать жалобу на какое-либо действие или бездействие со стороны инспектора, оспорить протокол или результат проверки, признать недействительными доказательства, отменить штраф, вернуть права, которых Вас незаконно лишили.

✔️Наши услуги.

 

В команду “Крайнев и партнеры” входят юристы, имеющие многолетний практический опыт не только в разрешении споров, но и в подаче жалоб в различные государственные органы.

Записаться на бесплатную консультацию и узнать стоимость сопровождения судебного дела или выполнения иного поручения можно обратившись по телефону +7 (495) 136-52-04 или оставив свои контактные данные в чате на нашем сайте.

Источник: https://Kraynev.ru/press-centr/novosti/prava-voditelya-pri-ostanovke-gibdd/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.